Почему в Ветхом Завете запрещается есть свинину? Что в этом плохого? – Православный журнал «Фома»
Почему в Ветхом Завете запрещается есть свинину? Что в этом плохого?

Почему в Ветхом Завете запрещается есть свинину? Что в этом плохого?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Ветхий Завет запрещает есть не только свинину. В книге Левит приводится перечень так называемых нечистых животных, которых нельзя употреблять в пищу. К ним, помимо свиней, относятся животные, у которых копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и которые не жуют жвачки, все четвероногие, которые ходят на лапах, зайцы, верблюды, животные без перьев и чешуи, пресмыкающиеся, многочисленные породы птиц, например страусы и цапли, и др. Там же, после перечисления чистых и нечистых животных, говорится о цели подобных ограничений: Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят (Лев 11:45). Таким образом, цель — святость.

Так что же, чтобы стать святым, достаточно придерживаться ветхозаветной диеты? В каком-то смысле да, но только если иметь в виду значение слова «святость» в Ветхом Завете и применительно к обстоятельствам той эпохи. В основе древнееврейского слова «кадош», которое чаще всего переводится как «святой», лежит глагол, буквально означающий «отделять для особой цели». Соответственно, святость в ветхозаветном словоупотреблении означала отделенность, инаковость, несмешиваемость. В своем высшем понимании святость присуща Богу как существу, абсолютно инаковому по отношению к тварному миру. А святой — это тот, кто находится с Богом в определенных отношениях, причастен Ему, служит для исполнения Божьего замысла и отделен от остального мира. Израиль и был таким святым народом — обособленным от других и посвященным Богу. Это не означает, что весь народ идеален и безупречен. Просто у него особая миссия на земле — произвести из себя ту, которая станет Матерью Сына Божьего.

Все ограничения и запреты Ветхого Завета следует рассматривать именно в этом свете. Бог вывел Израиль из Египта, чтобы тот был «святым», то есть отличающимся от других, народом. Не случайно поэтому изложенные в Библии инструкции относительно чистых и нечистых животных возникают вскоре после того, как евреи покинули египетские края. Религия Древнего Египта — да и не только Египта — максимально зооморфна. Многие животные из тех, что получили статус нечистых, имели священный статус, служили олицетворением или символом божества. Для евреев, проживших в Египте более двух столетий, языческие представления о священном также не были чуждыми. Когда народ, полагая, что Моисей уже не вернется с горы, попросил Арона сделать изображение бога, тот изготовил тельца, которому все тотчас стали поклоняться, восклицая: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 32:4). Да и впоследствии Израиль не раз с ностальгией вспоминал жизнь перед исходом. Так что смысл появления этой детальной классификации животных состоял в том, чтобы, во-первых, показать их служебное значение, а во-вторых, оградить людей от искушения впасть в идолопоклонство. Запрет на вкушение нечистых животных также служил препятствием для совместных трапез с язычниками.

То, что разделение животных на чистых и нечистых носило служебный и дисциплинарный характер, подтверждает отмена ветхозаветных гастрономических правил в Новом Завете. На Первом апостольском Соборе было постановлено, что христиане из иудеев могут, если пожелают, соблюдать ограничения закона Моисеева, в то время как христиане, обращенные из язычников, от этого освобождены. Общую позицию участников Собора выразил глава Иерусалимской общины апостол Иаков: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). С приходом Спасителя уже не нужно было изолировать народ Божий, но, напротив, нести благую весть о спасении всем людям, независимо от их национальности. В этом новом контексте пищевые запреты Ветхого Завета теряют актуальность и исчезают.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (54 голосов, средняя: 4,91 из 5)
Загрузка...
28 декабря 2021
Поделиться:

  • Александр
    Александр4 месяца назадОтветить

    Автор безумен

  • Владимир
    Владимир4 месяца назадОтветить

    у свиней очень схожий с человеческим генетический код - для пересадки печени, клапанов сердца и др. берут материал от свиней а не от человекообразных обезьян.
    в общем есть свиней - почти каннибализм.
    и в свинине много жира, что тоже неполезно

  • Сергей Дмитренког
    Сергей Дмитренког3 месяца назадОтветить

    Нечистые животные, это опасные для человека животные. Кашка по названию тигр, опасна, или не опасна.?
    Вопрос риторический.
    И если ты заразишься от кошки токсоплазмощом, то скажешь - бо, бо! Станешь одержимым из страныГадаринской.
    Храни Бог!

  • Саня
    Саня4 месяца назадОтветить

    "Тестостерон,присутствующий в животных хищных воздействует на нас..", а что такое тестостерон для мужчин, молодых монахов в Пост? Это разжигание плоти, желаний и т.д. Поэтому в пост едят спокойную пищу, не разжигающую страсти,а где человек смог бы больше заняться духовной частью своей жизни

  • Денис
    Денис5 месяцев назадОтветить

    На Земле Обетованной пресная вода в дефиците. При этом даже на холостую свиноматку уходит 10 литров воды в день, а хряку требуется около 15 литров ежедневно, и это в случае экономного расходования воды животными.

    Странно же, что кошки попали в число нечистых животных. Хотя киски очень чистоплотные зверушки. Треть времени бодрствования домашние кошки тратят на уход за собой 🙂

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил5 месяцев назадОтветить

    Да, люди регулярно пишут о том, что им неизвестно. Ищут в неизвестном хоть что-то, что может быть объяснено. Это нормальная практика, собственно так и создаются исследования. Собственно, никто и не обещал, что будут названы предельно конкретные причины, здесь предлагается доступная современным богословам интерпретация.

  • Наталья
    Наталья5 месяцев назадОтветить

    "Никаких объяснений там нет." То есть вам и автору статьи причины запрета неизвестны. Но статью о том, что неизвестно, написали. Ясно.
    "Но это не мешает нам проводить историковедческий..."
    Так этот анализ никаких конкретных причин не назвал.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил5 месяцев назадОтветить

    Причина конкретная - Бог запрещает это делать, книга Левит глава 11. Никаких объяснений там нет. Но это не мешает нам проводить историковедческий, культурологической, филологический и богословский анализ Писания, и предполагать на этой основе, что послужило причиной таких запретов.

  • Наталья
    Наталья5 месяцев назадОтветить

    Хорошо, тогда предельно конкретные вопросы. Указанные животные: "у которых копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и которые не жуют жвачки, все четвероногие, которые ходят на лапах, зайцы, верблюды, животные без перьев и чешуи, пресмыкающиеся, многочисленные породы птиц, например страусы и цапли" - по каким конкретным причинам они являлись нечистыми для древних израильтян?
    В статье вообще это никак конкретно не объясняться. Хотя из заголовка следует, что объяснения будут. Однако снова "вода".

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил5 месяцев назадОтветить

    Нет, не значит. Нет никакой связи между религией Египта и религией евреев, кроме того, что евреи восприняли от египтян некое дополнительно отношение к животным. В статье есть конкретика, это скорее в Вашем вопросе есть допущение, которого нет в статье, но которое Вас саму и озадачило.

Загрузить больше комментариев

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь