Почему в Евангелиях противоречия в рассказе о Рождестве? - Православный журнал «Фома»
Почему в Евангелиях противоречия в рассказе о Рождестве?
Рождественский вертеп, ясли Христа. Фото: maxmann/pixabay.com

Почему в Евангелиях противоречия в рассказе о Рождестве?

3 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Интересная статья о расхождениях в Евангелиях. Но не коснулись расхождения в описании Рождения Иисуса у Матфея и Луки. На мой взгляд, эти описания взаимоисключающие.

По Матфею, Иисус родился в Вифлееме, ничего не говорится о вертепе, о пастухах. Когда пришли волхвы, семейство было в доме. Ничего не говорится о посещении Иерусалима, а после посещения волхвов — сразу бегство в Египет и после возвращения Иосиф поселяется в Назарете. Не вписывается сюда посещение храма в Иерусалиме, сретение Симеона. Если Иосифа во сне предупредил ангел об опасности для младенца, не мог же он сначала сходить в Иерусалим, а потом бежать в Египет. Лука же сообщает, что, когда исполнились дни очищения, из Вифлеема семейство посетило Иерусалим, там было сретение Симеона Богоприимца, а после Иосиф с семейством вернулись в Назарет и жили там спокойно. Нет здесь ни волхвов, ни бегства в Египет, ни избиения младенцев.

Почему-то, когда я задавала этот вопрос катехизаторам и священникам, никто не видел никаких противоречий, и толком я не получила объяснений. И только в «Толковании Евангелия» Гладкова Бориса Ильича (гл. 2. Рождение Иисуса Христа.) на это противоречие обращается внимание и для его разрешения Гладков предполагает события, о которых не говорится в Евангелиях. Меня же удивляет, что при праздновании Рождества Христова присутствуют и вертеп, и пастухи с ягнятами, и волхвы, и бегство в Египет, и Сретение в Храме без всяких объяснений. Если события Рождества Христова принимаем как исторические, не должно быть в описаниях их таких нестыковок.

Антонина

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Антонина!

Евангелия, повествующие о Рождении в мир Спасителя, действительно, делают это не в хронологическом порядке. Каждый из евангелистов обращает внимание на те части истории Рождества Христова, которые ему представляются наиболее важными.

Евангелист Матфей делает акцент на исполнении древних пророчеств Ветхого Завета и избегает деталей, которые могут посеять в читателях сомнение в том, что Господь Иисус Христос и есть ожидаемый Мессия.

Более подробный текст евангелиста Луки содержит детали, которые мы не находим нигде больше. Исследователи связывают это с тем, что, возможно, евангелист беседовал с Пресвятой Богородицей и узнал от Неё о некоторых деталях, отложившихся в сердце Божией Матери.

Апостол и евангелист Марк максимально краток, а в евангелии от Иоанна Рождество не описывается вовсе.

Даже родословные Спасителя различаются у евангелистов Матфея и Луки. Часть исследователей полагает, что это родословные по линиям Иосифа и Марии, а кто-то вовсе считает, что эти списки могли быть скорректированы исходя из общих задач каждого из евангелистов. Об этом Вы можете прочитать, например, здесь.

В любом случае, ни один из евангелистов не настаивает на исчерпывающей полноте своего благовестия в части истории Рождества, потому что для древней Церкви Воскресение Христово было гораздо важнее Его учения, а учение, в свою очередь, гораздо важнее деталей земной жизни Спасителя.

Эти детали считались настолько второстепенными, что, в отличие от Пасхи Христовой, которую праздновали уже апостолы, Рождество Христово, видимо, начинают праздновать не ранее III века. Да и сама дата Рождества Христова, как хорошо известно, вычислена гораздо позднее и весьма приблизительно. В том числе и потому, что еврейский календарь, на который можно было бы опереться при вычислениях сам оформился только к середине IV века.

Поэтому первые серьезные попытки выстроить евангельскую историю в хронологическом порядке предпринимаются не сразу. Первую дату Рождества Христова предложил святитель Климент Александрийский, родившийся не ранее 150 года.

Несколько веков в мире господствовала дата, вычисленная монахом Дионисием Малым, скончавшимся около 540 года. Научные попытки исчислить год Рождества Христова на основании астрономических сведений современника событий Иосифа Флавия делаются уже в ХХ веке.

Если же говорить о внутренней последовательности евангельских событий, то современные исследователи считают правильной следующий порядок:

  • Рождество
  • поклонение пастухов
  • обрезание
  • Сретение
  • поклонение волхвов
  • избиение младенцев и бегство в Египет
  • смерть Ирода и возвращение в Галилею
  • речь 12-летнего Иисуса
  • Богоявление на Иордане

О хронологии Рождества Христова есть подробная статья на нашем сайте.

Желаю Вам встретить Рождество Христово с радостью о явлении в мир Спасителя и без смущения нашими недостаточными знаниями деталей и подробностей древнего события. Верю, что Промысл Божий открыл нам достаточно об этой части жизни Христа, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. И Вас призываю доверять Богу!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (11 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    30 декабря 2022
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь