Вопрос читателя:
Интересная статья о расхождениях в Евангелиях. Но не коснулись расхождения в описании Рождения Иисуса у Матфея и Луки. На мой взгляд, эти описания взаимоисключающие.
По Матфею, Иисус родился в Вифлееме, ничего не говорится о вертепе, о пастухах. Когда пришли волхвы, семейство было в доме. Ничего не говорится о посещении Иерусалима, а после посещения волхвов — сразу бегство в Египет и после возвращения Иосиф поселяется в Назарете. Не вписывается сюда посещение храма в Иерусалиме, сретение Симеона. Если Иосифа во сне предупредил ангел об опасности для младенца, не мог же он сначала сходить в Иерусалим, а потом бежать в Египет. Лука же сообщает, что, когда исполнились дни очищения, из Вифлеема семейство посетило Иерусалим, там было сретение Симеона Богоприимца, а после Иосиф с семейством вернулись в Назарет и жили там спокойно. Нет здесь ни волхвов, ни бегства в Египет, ни избиения младенцев.
Почему-то, когда я задавала этот вопрос катехизаторам и священникам, никто не видел никаких противоречий, и толком я не получила объяснений. И только в «Толковании Евангелия» Гладкова Бориса Ильича (гл. 2. Рождение Иисуса Христа.) на это противоречие обращается внимание и для его разрешения Гладков предполагает события, о которых не говорится в Евангелиях. Меня же удивляет, что при праздновании Рождества Христова присутствуют и вертеп, и пастухи с ягнятами, и волхвы, и бегство в Египет, и Сретение в Храме без всяких объяснений. Если события Рождества Христова принимаем как исторические, не должно быть в описаниях их таких нестыковок.
Антонина
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Антонина!
Евангелия, повествующие о Рождении в мир Спасителя, действительно, делают это не в хронологическом порядке. Каждый из евангелистов обращает внимание на те части истории Рождества Христова, которые ему представляются наиболее важными.
Евангелист Матфей делает акцент на исполнении древних пророчеств Ветхого Завета и избегает деталей, которые могут посеять в читателях сомнение в том, что Господь Иисус Христос и есть ожидаемый Мессия.
Более подробный текст евангелиста Луки содержит детали, которые мы не находим нигде больше. Исследователи связывают это с тем, что, возможно, евангелист беседовал с Пресвятой Богородицей и узнал от Неё о некоторых деталях, отложившихся в сердце Божией Матери.
Апостол и евангелист Марк максимально краток, а в евангелии от Иоанна Рождество не описывается вовсе.
Даже родословные Спасителя различаются у евангелистов Матфея и Луки. Часть исследователей полагает, что это родословные по линиям Иосифа и Марии, а кто-то вовсе считает, что эти списки могли быть скорректированы исходя из общих задач каждого из евангелистов. Об этом Вы можете прочитать, например, здесь.
В любом случае, ни один из евангелистов не настаивает на исчерпывающей полноте своего благовестия в части истории Рождества, потому что для древней Церкви Воскресение Христово было гораздо важнее Его учения, а учение, в свою очередь, гораздо важнее деталей земной жизни Спасителя.
Эти детали считались настолько второстепенными, что, в отличие от Пасхи Христовой, которую праздновали уже апостолы, Рождество Христово, видимо, начинают праздновать не ранее III века. Да и сама дата Рождества Христова, как хорошо известно, вычислена гораздо позднее и весьма приблизительно. В том числе и потому, что еврейский календарь, на который можно было бы опереться при вычислениях сам оформился только к середине IV века.
Поэтому первые серьезные попытки выстроить евангельскую историю в хронологическом порядке предпринимаются не сразу. Первую дату Рождества Христова предложил святитель Климент Александрийский, родившийся не ранее 150 года.
Несколько веков в мире господствовала дата, вычисленная монахом Дионисием Малым, скончавшимся около 540 года. Научные попытки исчислить год Рождества Христова на основании астрономических сведений современника событий Иосифа Флавия делаются уже в ХХ веке.
Если же говорить о внутренней последовательности евангельских событий, то современные исследователи считают правильной следующий порядок:
- Рождество
- поклонение пастухов
- обрезание
- Сретение
- поклонение волхвов
- избиение младенцев и бегство в Египет
- смерть Ирода и возвращение в Галилею
- речь 12-летнего Иисуса
- Богоявление на Иордане
О хронологии Рождества Христова есть подробная статья на нашем сайте.
Желаю Вам встретить Рождество Христово с радостью о явлении в мир Спасителя и без смущения нашими недостаточными знаниями деталей и подробностей древнего события. Верю, что Промысл Божий открыл нам достаточно об этой части жизни Христа, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. И Вас призываю доверять Богу!