Вопрос читателя:

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, батюшка. Умерла мама, и отпевание в деревенском храме стоило 7000 рублей. Меня эта цена шокировала, для деревни неподъёмные деньги. В горе было не до этого, но потом узнала, что в храме в Воронеже стоимость 1500 официально, а в Задонском монастыре поминовение на 1 год стоит 10 000 руб. Кто позволяет устанавливать такие цены в глухой деревне, где пенсия составляет 15 000?

Надежда

Ответ священника:

Дорогая Надежда, примите мои соболезнования в связи со смертью Вашей мамы. Да упокоит её Господь в Своих селениях Небесных!

Давайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

В Воронеже население больше миллиона человек, в деревне, которую Вы упомянули в письме, — 1100.

Конечно же, в Воронеже немало храмов, но понятно, что по количеству треб даже самый бедный храм областного центра несравнимо превосходит сельский.

Вопрос цен в Задонском монастыре вообще нет смысла обсуждать, как по мне, это совершенно запредельная сумма, но мы ведь сейчас не об этом.

Вот находится в селе Михаило-Архангельский храм. Прихожан в этом храме, как я думаю, человек 50. И за те пожертвования, которые приносят эти прихожане, надо и за благолепием храма следить, оплачивать коммунальные счета, платить епархиальный взнос и содержать, как минимум, священника.

Думаю, не от хорошей жизни священник установил такую сумму в качестве пожертвования за отпевание. Его можно понять.

А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Сумма для сельских пенсионеров, действительно, неподъемная. Учитывая, что похороны требуют далеко не только трат за отпевание. Купить гроб, выкопать могилу, устроить поминальную трапезу — это стоит, как я понимаю, куда дороже. Всё очень сложно и дорого. Поэтому Ваше возмущение можно понять.

Как быть в такой ситуации? Наверное, епископ ищет возможность помочь священнику и даёт настоятелю возможность заработать каким-либо образом. Надеюсь, что со временем ситуация изменится к лучшему.

А теперь мои рассуждения по поводу как фиксированных сумм пожертвований за требы.

Я считаю, что с постоянных прихожан священник не должен брать за требы ничего, кроме добровольного пожертвования. Но при этом и не должен совершать требы для тех, кто фактически не является прихожанином. То есть применительно к отпеванию: ходил человек в храм — отпеваем бесплатно. Не ходил — вовсе не отпеваем.

Если же в результате такой политики храм не сможет содержать священника, значит приписываем его к другому приходу. Ну или священник находит себе источник дополнительного заработка. Да, службы станут совершаться реже, но если местному населению храм не так и нужен, значит и не нужно служить священнику в практически пустом храме. Будет совершаться служба раз в 2 недели, раз в месяц — значит это результат активности прихожан.

У нас бытует мнение, что священник должен жить в нищете, а храм должен быть круглосуточно открыт. Но в нищете никто не должен жить, а для того, чтобы храмы были всегда открыты, они должны быть востребованы.

Меняться должен весь народ, каждый, кто считает себя христианином, должен и храм посещать регулярно, и жертвовать на содержание храма, духовенства и причта. Если этого не будет, то скоро большинство сельских храмов просто закроются. И тогда для посещения храма сначала придется ездить в райцентры, а потом, может быть, и в областной центр.

Советская власть не смогла закрыть все храмы, зато это могут сделать сами верующие своим неактивным религиозным образом жизни.

И это будет закономерным следствием того безразличия к духовной жизни, которое мы повсеместно видим.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
11
20
Сохранить
Поделиться: