Вопрос читателя:

Здравствуйте, меня зовут Мария, мне 16! Занимаюсь с очень хорошим, ценным педагогом, уроки могут стать хорошим стартом в профессии. Но педагог занималась дзен-буддизмом, увлекается астрологией, хотя говорит, что православная и воцерковленная (но в храм не ходит). Считает, что все религии равны и Бог один, мы просто называем Его по-разному. Часто говорит, что что-то надо делать именно так, потому что так написано в моей натальной карте. Про свои взгляды она рассказала мне лично, попросила не говорить родителям, так как они у меня православные. Год назад у меня были точно такие же увлечения — астрология, медитации, я тоже считала, что все религии равны. Потом преодолела эти взгляды — и вот в моей жизни появился педагог, который ровно тем же самым страстям подвержен и постоянно об этом напоминает. Очень похоже на искушение. Мне очень трудно относиться к ней так же, как раньше. Переубедить или отстоять свою точку зрения я не могу, так как я младше и ученица, а она — авторитет. Если я ей скажу, что все это не поддерживаю, она может обидеться и отказаться заниматься. Сама отказаться от занятий с ней я не могу, жаль терять такого педагога. Игнорировать ее фразы тоже не могу, меня начинает душить совесть просто. Пугают две вещи — что она сейчас увлекается ровно тем же, от чего я отказалась еще полгода назад, поняв, что это бред, и что она попросила не говорить родителям (я родителям доверяю, мы с ними как лучшие друзья, и я им все рассказала). Что делать в такой ситуации? Не является ли то, что я не сказала ей в ответ, что я православная и не надо мне такие вещи говорить, отречением от Бога? Я в тот момент была настолько в шоке и очень испугалась.

Мария

Ответ священника:

Дорогая Мария!

То, что Вы стушевались и не сказали в ответ, не является отречением от Бога. Вот если бы Вы на прямой вопрос педагога о Вашей религии промолчали или сказали бы неправду — тогда да, а так Вы, как и сама пишете, были «в шоке и очень испугалась». Если Вас этот момент беспокоит, о нем однозначно стоит сказать на исповеди, а на будущее сделать вывод о том, что в подобных ситуациях Вам лично лучше и спокойнее сразу обозначить свою точку зрения: «Вы знаете, я человек православный, верю так, как учит Церковь, поэтому разговор наш с Вами поддержать не смогу. Я бы хотела продолжить заниматься. Продолжаем?». Примерно так.

Вы совершенно правильно забеспокоились о двух вещах, которые Вас пугают. То, что Вам встретился человек с такими же заблуждениями, как те, что были у Вас, неудивительно: вариантов заблуждений в принципе не так много, в творческой среде очень много людей смотрят далеко на Восток — это в какой-то степени даже модно было одно время, может быть, поэтому, так что надо быть готовой к тому, что это в Вашей жизни далеко не последний человек, который увлекается восточными практиками. Глядя на таких людей, мысленно благодарите Бога за то, что Он Вам открыл глаза и что Вы больше не подвержены этим неправильным взглядам и предрассудкам. И можете, если есть силы, кратко просить у Него вразумления для тех, кто Вам встречается. Для себя же стоит все их разговоры пропускать просто мимо ушей и просить перейти к делу — к занятиям, например, потому что Вы пришли не на урок по религиям, а на свои собственные занятия.

Наконец, основное, о чем стоит подумать в Вашей ситуации, для меня вот что: «она попросила не говорить родителям» и «Если я ей скажу, что все это не поддерживаю, она может обидеться и отказаться заниматься». Любые занятия — это пространство для передачи знаний и профессионального опыта и не более того. Вы совершенно верно говорите в своем письме о том, что Вы с педагогом не равны и есть иерархия, а когда отношения выстраиваются иерархично, ни о каких обидах речи быть не может: обиды возможны только между равными. Если Ваш педагог обидится, боюсь, это будет означать, что она, возможно, прекрасно зная свой предмет, все же недостаточно профессиональна с психологической точки зрения и способна на некоторые манипуляции ради достижения собственных целей (например, продавить свою точку зрения на религию). Что касается просьбы не говорить родителям, как Вы понимаете, это тоже момент сомнительный, потому что за Вас отвечают родители — а значит, они должны быть в курсе того, что происходит, а сами занятия не предполагают, что педагог дерзнет сказать ученику что-то запрещенное и поставить его в ситуацию неудобного выбора, когда с одной стороны стоит педагог, а с другой — доверительные и нормальные отношения с родителями. Как видите, это уже второй момент, который характеризует Вашего педагога как не очень компетентного и применяющего сомнительные, я бы даже сказал, запрещенные приемы. И я боюсь, очень может быть, что со временем доля таких приемов в занятиях может начать расти, и тут Вам уже будет не до профессионального роста.

Вы совершенно правильно сделали, что все рассказали родителям. Думаю, самое лучшее — это с ними и посоветоваться о том, как быть дальше. Рассказывайте обо всем, что происходит, слушайте свою совесть и не заглушайте ее сигналы, потому что она совершенно правильно свидетельствует о сомнительных моментах, и помните о том, что в мире есть много талантливых педагогов, так что, если что, в вакууме Вы не останетесь. Думаю, Ваши родители сообразят, когда понадобится поговорить с Вашим педагогом, если сомнительные моменты не прекратятся, и дальше уже по реакции педагога все вместе вы поймете, стоит ли продолжать занятия. И помните: если она выставит Вас виноватой, нечего о таком педагоге жалеть, это манипуляция.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
19
Сохранить
Поделиться: