Вопрос читателя:

Почему монахи себя не оскопляют? Им же все равно не нужно это. Мне кажется, это было бы самым лёгким способом борьбы с блудными помыслами. Я некоторое время пил таблетки по назначению врача, и там было побочное действие — снижение тестостерона. В этот период у меня не было блудных помыслов. Я думаю, нужно создать таблетки для временного оскопления, чтобы люди до того, как встретят свою жену или своего мужа, не мучились. Зачем мучиться и бороться, если можно оскопиться и не париться?

Иван

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Иван!

Подобное членовредительство запрещают апостольские правила, в которых говорится: «Оскопивший себя да не будет клириком, ибо он самоубийца и враг творения Божия» (Ап. 21). Эта норма повторяется в 1 правиле I Вселенского Собора и 8 правиле Двукратного собора.

Толкователь церковного права, византийский историк и богослов XII века Иоанн Зонара так поясняет мотивацию церковных законодателей: «Но кто сам решился на оскопление себя, тот не только не может быть причислен к клиру, но и, если ранее успел сделаться клириком, должен быть изгнан из клира. А если предаст себя на оскопление мирянин, то должен быть подвергнут отлучению на три года; так как таковые, по причине опасности сего дела, представляются злоумышляющими против самих себя и противниками Божия творения. Ибо Бог создал их с естеством мужа, а они сами себя переменяют в другое, странное естество, так что становятся не мужи, ибо не могут совершать свойственное мужам и не могут производить человека, — и не жены, ибо не могут по своей природе рождать».

Предлагаемое Вами превращение монахов в людей непонятного пола совершенно противоречит замыслу Божию о человеке. И абсолютно не соответствует смыслу монашеского подвига. Ведь задача монаха — не комфортно устроиться в земной жизни, чтобы не претерпевать никаких неудобств от собственной плоти, а совершить подвиг, подчинив плоть духу и господствовать над телом, живя духовной жизнью.

Предлагать монахам медицинское самооскопление так же странно, как и предлагать спортсменам пить таблетки вместо тренировок. И то, и другое, возможно, давая временный эффект, ничего не изменит ни в теле спортсмена, ни в душе монаха. А ведь изменение души, разума, то есть покаяние и есть главная цель подвига.

Без труда и борьбы спасения получить невозможно. Сам Господь сказал, что Царство Небесное приобретается усилием (см. Мф. 11,12). Поэтому предлагаю не искать легких обходных путей в духовной жизни, а трудиться такими, какими нас создал Бог. И, потрудившись, честно получить воздаяние.

Без труда и борьбы спасения получить невозможно. Сам Господь сказал, что Царство Небесное приобретается усилием (см. Мф. 11,12). Поэтому предлагаю не искать легких обходных путей в духовной жизни, а трудиться такими, какими нас создал Бог. И, потрудившись, честно получить воздаяние.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: