Вопрос читателя:
Почему монахи себя не оскопляют? Им же все равно не нужно это. Мне кажется, это было бы самым лёгким способом борьбы с блудными помыслами. Я некоторое время пил таблетки по назначению врача, и там было побочное действие — снижение тестостерона. В этот период у меня не было блудных помыслов. Я думаю, нужно создать таблетки для временного оскопления, чтобы люди до того, как встретят свою жену или своего мужа, не мучились. Зачем мучиться и бороться, если можно оскопиться и не париться?
Иван
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Иван!
Подобное членовредительство запрещают апостольские правила, в которых говорится: «Оскопивший себя да не будет клириком, ибо он самоубийца и враг творения Божия» (Ап. 21). Эта норма повторяется в 1 правиле I Вселенского Собора и 8 правиле Двукратного собора.
Толкователь церковного права, византийский историк и богослов XII века Иоанн Зонара так поясняет мотивацию церковных законодателей: «Но кто сам решился на оскопление себя, тот не только не может быть причислен к клиру, но и, если ранее успел сделаться клириком, должен быть изгнан из клира. А если предаст себя на оскопление мирянин, то должен быть подвергнут отлучению на три года; так как таковые, по причине опасности сего дела, представляются злоумышляющими против самих себя и противниками Божия творения. Ибо Бог создал их с естеством мужа, а они сами себя переменяют в другое, странное естество, так что становятся не мужи, ибо не могут совершать свойственное мужам и не могут производить человека, — и не жены, ибо не могут по своей природе рождать».
Предлагаемое Вами превращение монахов в людей непонятного пола совершенно противоречит замыслу Божию о человеке. И абсолютно не соответствует смыслу монашеского подвига. Ведь задача монаха — не комфортно устроиться в земной жизни, чтобы не претерпевать никаких неудобств от собственной плоти, а совершить подвиг, подчинив плоть духу и господствовать над телом, живя духовной жизнью.
Предлагать монахам медицинское самооскопление так же странно, как и предлагать спортсменам пить таблетки вместо тренировок. И то, и другое, возможно, давая временный эффект, ничего не изменит ни в теле спортсмена, ни в душе монаха. А ведь изменение души, разума, то есть покаяние и есть главная цель подвига.
Без труда и борьбы спасения получить невозможно. Сам Господь сказал, что Царство Небесное приобретается усилием (см. Мф. 11,12). Поэтому предлагаю не искать легких обходных путей в духовной жизни, а трудиться такими, какими нас создал Бог. И, потрудившись, честно получить воздаяние.
Без труда и борьбы спасения получить невозможно. Сам Господь сказал, что Царство Небесное приобретается усилием (см. Мф. 11,12). Поэтому предлагаю не искать легких обходных путей в духовной жизни, а трудиться такими, какими нас создал Бог. И, потрудившись, честно получить воздаяние.