Почему люди забыли о своем предназначении?

Вопрос читателя: 

В книге Бытия указывается на предназначение человека — возделывать и хранить Землю. Почему люди забыли о смысле своего существования, а именно, служить Творению? Напоминает ли Церковь о долге прежде всего служить, а не эгоистично потреблять. Разве Учитель не омыл ноги ученикам как пример «служения»? И если человека поставили над всеми живыми тварями, то разве не для того, чтобы о них заботиться?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Почему люди забыли о своем предназначении?

Добрый день!
Христос омыл ноги ученикам как пример служения, это верно, и в церковных книгах и в проповедях можно многократно прочитать и услышать о том, как важно служить ближнему и исполнять свое предназначение. А вот почему человек забывает — это сложный, я бы даже сказал, философский вопрос.
Изначально Бог создал человека свободным, то есть имеющим свободный выбор. Но если человек совершает свой выбор, стало быть, он несет за него полную ответственность. Стало быть, изначально человек мог — и до сих пор может — выбирать между добром и злом, быть с Богом и жить по Его заветам или нет. И каждый человек ответит за свой выбор, столкнется с его последствиями. Что заставляет человека делать выбор в пользу зла — это уже надо разбираться с каждым конкретным человеком и каждым случаем, и человек должен сам следить за собой. В детстве совершать верный выбор могут научить родители, а во взрослом возрасте каждый человек должен «пасти» себя сам и следить за собой. Так что это надо у каждого человека спрашивать, а еще лучше — следить за собой: ты-то сам как живешь, почему вот так поступаешь? Это очень важно.
К слову, упомянутая Вами заповедь возделывать землю тоже ведь была дана человеку, когда он сделал свой первый выбор — таки вкусил плод от дерева, от которого Бог запрещал ему вкушать.
Вот как разъясняет этот момент великий толкователь Священного Писания святитель Иоанн Златоуст (тут же говорится и о том, какое напоминание дал Бог человеку, чтобы он о своем предназначении не забывал):

«Так как человек, вкусивши от этого дерева, сделался смертным и подлежал уже телесным нуждам, так как впервые явился грех, за который Господом благодетельно установлена смерть, то Он и не оставляет Адама в раю, но повелевает ему выйти из него, показывая тем, что делает это не по чему-либо другому, как только по любви к нему.

Чтобы точно уразуметь это, необходимо опять прочитать слова божественного Писания: «и теперь», говорит, «как бы не простер он руки и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Так как, говорит, человек обнаружил великую невоздержанность по отношению к данной заповеди и сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божьей о человеке, нежели гнева. Таков Господь наш: и наказаниями не меньше, чем и благодеяниями, Он показывает Свое промышление о нас; и наказание посылает нам для нашего же вразумления. Так, если Он знает, что мы, греша безнаказанно, не делаемся худшими, то и не наказывает; чтобы предупредить наше поступательное движение к худшему и пресечь дальнейшее распространение греха, Он, по Своему человеколюбию, наказывает.

Так поступил Он и теперь: заботясь о первозданном, повелел ему удалиться из рая. «Изгнал его», сказано, «Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Опять и здесь обрати внимание на тщательность (в словах) божественного Писания. «Изгнал его», говорит, «Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят». Вот Он приводит в исполнение Свой приговор и, выведши (человека) из рая сладости, заставляет его возделывать землю, из которой он взят. И эти слова: «из которой он взят», сказаны не без цели, но чтобы (человек) в работе имел постоянное напоминание о своем смирении и знал, что отсюда его состав, что существо тела его в начале произошло из земли: «возделывать», говорит, ту «землю», из которой он и составлен. Что выразил Бог в Своем приговоре: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19), тоже самое и теперь выражает словами: «возделывать землю, из которой он взят»».

О человеческом предназначении у нас есть и еще материалы:
Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: Дуччо ди Буонисенья. Омовение ног

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (6 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.