Вопрос читателя:
Почему Иисус Христос страдает (жаждет еды/воды, чувствует боль и т.д), если он во всём подобен нам, кроме греха? Если речь идёт об изначальной человеческой природе (в раю), то там Адам и Ева не испытывали голода и боли. Всё это приходит в качестве последствия грехопадения. Так почему страдает Христос, если Его человеческая природа лишена последствий греха?
Дмитрий
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Дмитрий!
Учение Церкви о том, что Господь воспринял всю человеческую природу, кроме греха, которое мы находим в определении Четвертого Вселенского Собора 451 года звучит следующим образом: «Итак, последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха».
Как видно святые отцы Вселенского Собора говорят о безгрешности Господа и Спасителя Христа, но нигде не говорят, что Его не коснулись последствия греха, укоренившиеся в человеческой природе, которые Вы перечисляете. Голод, жажду, страдания, боль и саму смерть.
Будучи Сам безгрешным, Господь принимает на себя последствия греха, чтобы изнутри, сначала в Самом Себе, изменить человечество, соединив его с Божеством. Преодолев Своим Воскресением самое страшное последствие греховного поражения человека — смерть, Господь, в Своих Теле и Крови, предлагает и нам причащаться нового человека, чтобы иметь силы бороться с личным грехом, который часто использует для укоренения непогрешительные страсти человеческой души, то есть последствия грехопадения.
Таким образом страдания Христа от последствий грехопадения прародителей — подтверждение для нас исцеления Спасителем самой человеческой природы. Ведь, как пишет святитель Григорий Богослов: «Что не воспринято, то не уврачевано».
Желаю, чтобы Великим постом память о страданиях Спасителя удержала нас от пагубного превозношения и, в то же время, вдохновила нас подлинностью изменения во Христе участи каждого человека.
О природе Христа см., например, Христос: человек или Бог?