Вопрос читателя:
Здравствуйте. Почему Иисус на кресте воскликнул: «Или, Или! лама савахфани? (Мат.27:46) - Боже мой! Боже мой! для чего Ты Меня оставил?», - если Он Сам - ипостась Бога?
Евгений
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Евгений!
Во Христе сочетаются две природы — Божественная и человеческая, о чем можете посмотреть специальный материал Христос: человек или Бог?
Толкователи Священного Писания считают, что именно в этот момент, о котором Вы спрашиваете, совершенный человек был оставлен ощущением Своего Божества, чтобы пройти через смерть.
Святитель Иларий Пиктавийский пишет:
«Вопль к Богу есть голос тела, от которого исходит Слово Божье, свидетельствующий об отделении. Он удивляется тому, почему оказался оставленным, когда вопрошает: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? А оставлен Он был для того, чтобы человечность Его прошла смерть. Надо внимательно осмыслить то, что Он испустил дух, возопив громким голосом, после того как Ему дали пить уксус из губки на трости. Вино — это и слава бессмертия, и сила его, но оно скисает либо по небрежности, либо из-за некачественного сосуда. И вот, поскольку вино это прокисло в Адаме, то Он Сам принял его от народов и пил. А то, что Ему предложено было пить из губки на трости, означает, что Он принял от тел язычников их грехи, разрушившие вечность, и перенес наши грехи на Себя, соединив их со Своим бессмертием«.
Более подробно читаем у преподобного Иустина Поповича:
«Вот истинный, настоящий, совершенный человек: Иисус. Вот Он весь без остатка в этом предсмертном вопле и крике: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (стих 46). Грех человеческий Меня со всех сторон окружает, осаждает, атакует и непрестанно бьет, мучит, ударяет, убивает. Где Ты, Господи? Защити меня от этой страшной силы человеческого греха и зла. Я, человек Иисус, чувствую все муки рода человеческого от этого, чувствую всю оставленность рода человеческого Тобой из-за этого. Каждый из людей, грешный и самый грешный, начиная с Адама, все они во Мне, Я их ношу в себе, Я взял на себя все их грехи. О, как тяжело человеческой природе с грехом! грех — это ее постоянное мучение и умирание. Как беспомощно естество человеческое, поскольку оно все поддалось и предалось греху. Как безвыходно его мучение и его смерть! Я это чувствую всем существом; чувствую для всех и за всех, и вместо всех; я всех их, всех людей, ношу в Себе, и каждый из них вопиет из Меня к Тебе: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? оставил в смерти, в ее муках, в которые меня вверг и пленил грех.
Знаю: человек прежде всего оставляет Тебя, Боже, а потом себя. А оставляет Тебя, как только полюбит грех и пойдет за ним. А Ты, человеколюбивый Господь, не желаешь держать людей силой у Себя и при Себе. Ты дал им свободу, чтобы они Тебя свободно любили или отвергли. Но, Господи, Боже мой, люди даже не подозревают, в какой ад их уведут их грехи, их зло. И теперь, вот, Я, человек Иисус, молюсь Тебе за всех них и вместо всех них, и вопию: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? на милость и немилость смерти и греху. Уничтожь смерть и грех, и я буду вечно Твой, Господи, Боже мой! Уничтожь смерть и грех Моей добровольной и человеколюбивой смертью, ибо Я ради них и за них предаю Себя на смерть, чтобы смертью попрать смерть, и избавить род человеческий от рабствования смерти и греху».
Итак, вопль на Кресте — одно из немногих в Священном Писании проявлений собственно человечества Господа и Спасителя Христа, явленное потому что именно человеческая природа должна была пройти через смерть и воскресение, чтобы измениться.