«Я — грешен». Некоторым страшно само это словосочетание. Страшно настолько, что кто-то приходит в шок от «классических» православных молитв и (ссылаясь на опасность неврозов) рассуждает, что наши молитвы якобы «вредные». Я сам не раз писал, что каяться — не означает себя проклинать, впадать в уныние. Но что касается бегства от слова «грех»... А вот это может плохо кончиться. Например, если алкоголик не готов признать, что он алкоголик, то ему практически невозможно помочь. То же и с психическими болезнями. Тут признание проблемы — первый и самый важный шаг на пути к перемене, к избавлению. Увы, кому-то кажется, что если признался, что болен, то приговорил себя. Что нелепо. Зачастую как раз наоборот.

Это касается и сознания греховности. Само признание (честное), что я грешен, никакой опасности нести не может, поскольку это — правда. Паталогическим может быть неверное поведение, к какому Церковь вовсе не призывает. Помните, Пьяница в «Маленьком принце»? Он говорит, что пьет, чтобы забыть, как ему совестно... пить. Вот пример абсурдного и неправильного поведения. Пример, по сути, самоуничтожения. Но Экзюпери и писал, надеясь, что читатель не дурак и увидит абсурд и путаницу.

Относительно уныния, которым чреваты мысли о греховности. Да: грех — объективная реальность. Это больно и тяжело. Если мы абсолютизируем силу греха. Но ведь есть еще и благодать! Вот в чём дело. Почему о ней забывают? Если я зациклен на том, что мир во зле лежит, следовательно, я погиб и ничто меня не удержит, то зачем тогда вообще помнить о Христе? Который пришёл нас спасти и пообещал нам помощь Духа-Утешителя? И Он не обманул. Благодать есть, причем в избытке! Беда не в том, что признаю грех. Беда, если перестаю ценить и видеть, что в мире с нами благодать Святого Духа. Что Бог постоянно с нами.

Видимо, тут сила привычки. Нам кажется, что когда у нас всё «нормально», то это — нормально. Но разве зависеть от воздуха — нормально? испытывать голод? болеть? стариться? знать о множестве опасностей? В том-то и дело, что нет, нет и нет! Бог задумывал мир не таким. И слова о падшем мире и первородном грехе не случайно произнесены и записаны. Это — конкретная информация. И в принципе, если я в падшем состоянии и окружении дышу, если у меня есть питье и еда, если я более-менее здоров, то это не норма, а следствие благодати Божией, без которой ничего бы и не было! Мы каждый день буквально купаемся в благодати, какую нам Бог даёт. Этим мы живы. Даже в мире сем мы не оставлены, но живём и можем испытывать радость и благодарность! Сколько же радости может принести простое осознание этого «математического» факта!

И тогда никакое уныние не одолеет, а слово «грех» перестанет пугать. Не надо бояться болезни, когда имеем такого Врача с собой. Всегда и повсюду. Понял, что болен? — теперь с любовью и верой отправляюсь к Нему. Он точно знает, как мне исцелиться. Как сказано: «Не бойся, только веруй».

2
0
Сохранить
Поделиться: