Вопрос читателя:

Здравствуй. У меня вопрос. В книге Иисуса Навина описано, как один из евреев, Ахан, не послушал Господа и взял из завоеванного трофеи. Хотя этого делать было нельзя. За это его убили, а вместе с ним детей и жену. Но ведь дети не отвечают за грехи отцов. Почему же Господь приказал их убить?

Наталья

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Наталья!

Ветхозаветная мораль с высоты нравственности, воспитанной Евангелием, иногда, кажется чрезмерно жестокой. Вплоть до непонимания и отторжения. Отсюда и возникают вопросы, о которых подробно говорилось в опубликованных ранее материалах, например:

Почему Бог в Ветхом завете жестокий, а в Новом — любящий и милосердный?
Миф: Ветхий и Новый Заветы предлагают совсем разные образы Бога

В чем-то это хорошо, потому что свидетельствует о глубокой укорененности в нас высоких норм нравственности, принесенной в мир Господом и Спасителем Христом.

Говоря о конкретном случае, нужно понимать, во-первых, что все действующие лица этой истории исходили из своей системы нравственных координат. Разберем подробнее конец 6 и начало 7 главы книги Иисуса Навина.

Иисус только начинает завоевание Земли Обетованной. До этого несколько десятилетий всё общество готовилось к боям и терпело лишения, скитаясь по пустыне. Взяв первый город — Иерихон, Иисус налагает проклятие на это место и на всё, что было связано с языческими жителями города (Нав 6:25).

Но, вдруг, находясь в Иерихоне, он узнает, что Господь разгневался на израильский народ из-за банальной алчности одного человека — Ахана, который украл часть заклятого (Нав 7:1). Евреи терпят военное поражение при Гае, причиной которого Бог называет воровство Ахана (Нав 7:2-13).

Дело всей жизни Иисуса, его учителя Моисея, 40 лет скитаний оказываются под угрозой из-за проникновения в общество евреев языческого греха алчности. И Бог велит Иисусу Навину уничтожить всё алчное семейство вместе с награбленным имуществом (Нав 7:15).

Отвечая прямо на Ваш вопрос, скажу, что казнь всей семьи, во-первых, могла быть связана с тем, что вся семья участвовала в грабеже, о чем автор библейской книги умалчивает.

Во-вторых, эта казнь была мерой устрашения остальных, чтобы в самом начале похода воинство, ведомое Богом не превратилось в шайку грабителей, от которых очень скоро можно будет откупиться.

В-третьих, сжигание виновников огнем вместе с имуществом напоминает нам о древних способах борьбы с заразными болезнями. Грех в еврейском обществе того времени и воспринимали как духовную заразу, против которой принимали идентичные обычной инфекции меры. О некоторой осмысленности такого подхода говорит, например, то, что именно сребролюбие довело Иуду Искариота до предательства Христа.

Впрочем, как человек Нового Завета, я тоже, понимая причины таких поступков, далек от того, чтобы их оправдывать. Слава Богу, мы живем не во времена Иисуса Навина, а через две с лишним тысячи лет после Рождества Господа Иисуса Христа. И совсем иначе относимся к человеческой жизни.

Дай Бог нам всегда и во всём оставаться на высоте христианской морали, прежде всего, в собственной жизни!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
10
0
Сохранить
Поделиться: