Вопрос читателя:

Здравствуйте! Почему Господь милостив к злодеям и немилостив к обижаемым? Вот ребенка изнасиловали, у него остались на всю жизнь психологические травмы. Он живет, мучается и не может искренне от всего сердца простить это обидчику. А насильник допустим покаялся в злодеянии своем под старость. И что это получается: насильник в рай идет, а всю жизнь промучившийся человек в ад, так как не смог простить? Но насколько же легче покаяться насильнику и насколько сложнее простить тяжелую обиду? Почему милость такая большая к обидчику и нет милости к обиженному совсем?

Татьяна

Ответ священника:

Бог Вас благословит!

Вы спрашиваете: «Насколько же легче покаяться насильнику?» Здесь ключевое непонимание. Истинное покаяние (по-гречески «метанойя») — это не просто слова «прости, Господи» перед смертью. Это коренная перемена ума и сердца. Человек должен увидеть свой поступок таким, каким его видит Бог — как ужасное, смертоносное зло. Он должен возненавидеть свой грех.

Это не спокойное «подведение итогов», а духовная агония, боль от осознания того, что ты восстал против Творца и причинил неисчислимое зло другому человеку.

Если бы насильник получил вторую молодость, он бы наверняка бежал от своего греха как от огня. А ещё это огромное старание загладить вину. Пусть даже символически, поскольку настоящее заглаживание в таком случае невозможно. Это может быть непрестанная молитва за свою жертву, пожизненный пост и дела милосердия, совершаемые в ее память.

Представьте, что значит для человека, совершившего такое зло, по-настоящему осознать его глубину. Это не «легкий билет в рай», а мучительное, болезненное рождение новой личности из пепла старой. Бог видит сердце. Он не обманывается формальными жестами. Если покаяние искреннее, оно является чудом Божьей благодати, способной смягчить даже самое окаменелое сердце.

Теперь давайте подумаем над непрощением жертвы: «Почему жертва насилия идет в ад?»

Это самый болезненный пункт. Здесь важно понять несколько вещей.

Бог — не бесчувственный судья. Он — любящий Отец, который Сам страдал от руки злодеев. Он видит всю глубину травмы, всю боль, все слезы этого ребенка. Он не смотрит на его страдания со стороны и не выносит ему холодный приговор: «Не простил? Иди в ад». Почему? Заповедь о прощении — это не произвол, а лекарство. Бог заповедует нам прощать не потому, что Ему безразличны наши страдания. Наоборот, потому что Он видит, как непрощение разрушает человека изнутри. Обида, гнев, ненависть — это духовный яд, который пьет сам обиженный, надеясь, что отравится обидчик. Непрощение — это тюрьма, в которой заперт сам обиженный.

Представьте двух людей после трагедии:
первый (насильник) несет тяжелый груз своей вины.
второй (жертва) несет тяжелый груз своей травмы и обиды.

Бог предлагает обоим освобождение. Насильнику — через покаяние и освобождение от греха. Жертве — через прощение и исцеление от ран. Отказ от прощения — это добровольный отказ от этого исцеления. Ад — это не столько наказание «сверху», сколько состояние окончательной отделенности от Бога, Источника жизни и Любви. Затяжная, окаменевшая обида, к сожалению, может стать той стеной, которой человек сам отгораживается от Божьей любви.

Важный момент ещё в том, что Господь справедлив. Но не земной справедливостью, которую мы привыкли видеть (совершил преступление — в тюрьму!). Он видит, что жертва не может простить «искренне от всего сердца» сама, своими силами. Такому человеку нужно не осуждение, а помощь. Духовная борьба, боль, сомнения — все это учитывается Богом, Который знает сердце человека. Спасение — это не экзамен по силе воли, а путь исцеления души, на котором Господь является Врачом, а не экзаменатором.

Почему кажется, что милость к обидчику больше?

Это ключевое ощущение несправедливости. Но давайте посмотрим иначе. Милость к обидчику кажется такой яркой и «дешевой», потому что мы видим мгновенный результат: «из грязи — в князи». Но мы не видим внутренней борьбы и того ада, через который прошел его дух, чтобы прийти к истинному покаянию.

Милость к обижаемому менее заметна, но она постоянна и многообразна. Она в той силе, которую Бог дает жертве, чтобы просто жить дальше, в каждом мгновении утешения, в людях, которые поддерживают, в возможности найти смысл и свет даже в кромешной тьме. Бог всегда на стороне жертвы. Он не оправдывает насильника. Он предлагает ему спасение, но путь этого спасения пролегает через горнило суда над самим собой.

Бог одинаково милостив и к жертве, и к грешнику, но эта милость проявляется по-разному, в соответствии с состоянием каждого. Жертве Он предлагает исцеление и силу для прощения (которое является частью этого исцеления). Грешнику — суд над собой и возможность перерождения.

Окончательный Суд совершит Бог, Который один знает все тайны сердец, всю глубину ран и всю искренность покаяния. Нам же заповедано доверять Его любви и справедливости, даже когда мы, ограниченные люди, не в силах их объять и понять.

Ваша боль и недоумение понятны. Не корите себя за них. Попробуйте поговорить с Богом о Вашей проблеме. Он может помочь вынести эту боль и помочь Вам найти тот мир, который «превыше всякого ума».

Божьей помощи Вам в этом нелегком пути.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
24
Сохранить
Поделиться: