Вопрос читателя:
Мою маму покрестили в детском возрасте в католическую веру. Она проживала в Белоруссии, ее мама была католиком. В поисках лучшей жизни уехала в Россию. Вышла замуж за христианина, воспитывала нас с братом, как христиан. В прошлом году мы потеряли и маму, и папу. Это были очень хорошие люди. Теперь я христианка, хожу в католическую церковь ради мамы и в христианскую для папы. Объясните, почему, если Бог един? После всего, что я наслушалась в христианской церкви, у меня создается впечатление, что церковь — сплошная коррупция. Как у стоматолога прайс за услугу. Ведь церковь должна жить на подаяния. Хочешь покреститься — плати или ходи не крещеным. Абсурд. Что происходит? Такое ощущение, что и Господь имеет процент.
Людмила
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогая Людмила!
Папа Ваш был православным, верно? И православные, и католики — христиане. Бог действительно один. Приведу такую аналогию: законы природы тоже одинаковы, но кто-то понимает и интерпретирует их правильно, а кто-то с ошибками и искажениями. Правила математика актуальны для всех — но один ученик осваивает и применяет их верно, а другой или другие — с ошибками, отсюда и множество религий. Бывает, что и в отношениях с людьми сперва все хорошо, а потом кто-то начинает что-то воспринимать искаженно, неправильно — и возникает конфликт. В итоге получается, что есть дружба или любовь как понятие — и есть конкретные люди, и одни понимают и любовь, и дружбу правильно, а другие — искаженно, действуют эгоистично, например, жестоко и так далее.
В какой-то момент, больше 10 веков назад, в христианском сообществе случился раскол, у которого были свои причины. Они вообще никак не связаны с тем, что изменился Бог, потому что Бог неизменен, но часть людей сохранила правильное представление о Боге и духовной жизни, а часть — нет. И две части раскололись. Подробнее об этом можно прочитать здесь:
- Как происходило разделение церквей. Рим сказал, и дело кончено?
- Есть ли для Господа разница, кто католик, а кто православный?
Если Вы православная, Вам не нужно ходить в католический храм, потому что ни Вам от этого пользы не будет, ни маме. О маме Вы можете молиться дома, о папе — и дома, и поминая его церковно, но Вам, так как Вы православная, то есть принадлежите к той части христиан, которые как раз сохранили верные представления, нужно участвовать в Таинствах именно в православном храме, и никак иначе.
Теперь что касается финансов. В Церкви не все святые, в храм приходят люди с очень разным опытом, разным образованием, воспитанием и так далее. В идеале те, кто приходит, должны исправляться, чтобы свою жизнь строить в соответствии с правильными представлениями о Боге, себе и общении с другими людьми. К этому нужно стремиться.
Но действительность такова, что не у всех получается, и еще бывает, что не у всех есть те, кто их может правильно научить духовной жизни. К сожалению, это так. Есть приходы, в которых большинство людей уже достаточно хорошо научены церковной жизни и ведут себя по-христиански, по-любви. И есть приходы, в которых люди еще не освоились с этим как следует, к тому же, и историю Церкви не знают, а учить других начинают, вот и получается, что Вы «наслушались» не того. Мне очень жаль, что так.
Говоря именно о финансах, напомню, что Церковь — это все крещеные христиане. Христиане понимают, что им нужно причащаться и исповедоваться, а значит, общине — а Церковь всегда жила именно общиной исторически — нужен тот, кто сможет исповедовать и причащать, то есть священник. Если человек занимается духовным окормлением общины, у него фактически не остается времени на то, чтобы где-то еще работать. И, как священник, могу Вам сказать, что, действительно, треб столько, что на какую-то еще работу просто нет времени и сил, а ведь еще и семья есть.
Какой тут выход? Люди, члены общины, отделяли 10-ю часть своих доходов на содержание священника, а также на оплату того, что требовалось храму. Я не могу сейчас перечислить все статьи дохода в дореволюционное время, сейчас это коммунальные платежи (свет, отопление, вода), оплата хора (они получают очень мало, но что-то получают, ведь в магазинах и аптеках никто не выдаст им бесплатно лекарства, потому что это хор), оплата труда тех, кто в храме убирается и работает в церковном магазине, а также деньги священникам и диаконам. Я поставил нас, клириков, в последнюю очередь, потому что по факту не во всех храмах есть достаточно денег, чтобы нам платить. Например, я отвечаю больше чем за один храм, и в некоторых деревенских храмах мы едва собираем сумму на оплату коммунальных платежей. Это действительность.
А теперь вспомним, что как таковая община, в которой люди сейчас осознанно содержали бы храм, существует очень мало где. Как правило, есть некоторое количество людей, которые регулярно ходят в тот или иной храм, но малая часть из них жертвует регулярно, в том числе потому что доходы низкие. А кто-то просто заходит время от времени.
Возникает вопрос: на что содержать храм, чтобы было куда прийти, и зимой помолиться и совершить литургию в тепле? На что жить тем, кто в храме трудится — и нам, священству, и тем, кто в храме убирается и работает? В такой ситуации выход — это установление ориентировочной платы за требы. Конечно, если у человека совсем нет денег, мы покрестим бесплатно. Но если есть деньги на то, чтобы крестины отметить в кафе, купить новую очередную вещь в дом и так далее, это значит, что человек просто хочет сэкономить, а оплата света, тепла и воды будет за чей-то чужой счет. Есть приходы очень богатые, спасибо прихожанам, и есть совсем бедные, потому что ну нет у прихожан больших сумм, а благотворитель, который бы взял на себя расходы, пока не нашелся.
Плата за крестины — это не оплата услуг священника, это сумма, которая будет потрачена на жизнь храма в целом. Что-то, возможно, возьмет священник, чтобы иметь возможность содержать свою семью, но ведь больше ему неоткуда взять денег, кроме как от треб.
Таким образом, в общем, Церковь, то есть церковнослужители и священнослужители, действительно, живут на подаяние. Но в нынешних экономических условиях приходы ищут какие-то возможности, чтобы себя обеспечивать, иначе не будет возможности ни на службу прийти, ни покреститься.
Если Вы прихожанка, если Вы регулярно отчисляете сумму на свой приход, участвуете в его содержании, логично, что требы бесплатны. Если денег нет совсем, конечно же, можно покреститься и так. Но если деньги есть, мне непонятно, почему нельзя внести свою очень скромную лепту в жизнь своего храма и прихода.
Если размер требы для Вас непосилен, обсудите со священником возможность скидки, так тоже бывает. Если навстречу не пойдут — надо будет разбираться.
И прикрепляю ссылки на материалы о финансовых вопросах в храме:
С Богом!

