Вопрос читателя:

Сегодня прочла такую фразу: «Молитесь за усопших, сами они уже не могут помолиться». И я тут же задумалась: а почему души усопших не могут молиться? Разве они не продолжают иметь память о Боге? Почему же они не могут взывать к Нему? Для меня было бы большой надеждой, пока живу, знать, что моя душа после смерти будет молиться. Пожалуйста, разъясните.

Виктория

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Виктория!

Вопрос молитвы усопших о нас и о самих себе, как и вопрос необходимости наших молитв об усопших, не раз задавали, в том числе и на нашем сайте. Вот, например, ответ о. Андрея Ефанова на вопрос о молитве усопших за нас.

Поэтому постараюсь не повторяться. Вопрос в том, что мы подразумеваем под молитвой и, может быть, еще важнее - какова цель молитв.
Обычно в земной жизни мы молимся о том, чтобы быть с Господом. Собственно, молитва - это момент общения с Богом, и он нужен человеку, потому что человек к богообщению призван. Грех исказил человеческую природу, так что она оказалась отделена от Бога, а воля человека - отделена от воли Бога.
И через молитву, а также через другие практики духовной жизни мы стремимся восстановить первоначальное состояние цельности и целостности нашего существа, если хотите, нашей личности, духа и души, которое и позволит быть в Богообщении без постоянного мучительного выбора между бытием с Богом и бытием без Него.
Молитва может быть основана только на вере, потому что в земной жизни очень сложно человеку достичь такого состояния, при котором он будет постоянно стремиться к Богу и сможет быть с Ним. Это состояние в нашей традиции называется святость, но и святые постоянно как бы воспроизводили в себе это внутреннее состояние, преодолевая искушения - ловушки от дьявола, когда постоянно приходится выбирать между бытием с Богом и бытием без Него.
В ситуации сложного, иногда неоднозначного, часто мучительного выбора правильно действовать можно только исходя из доверия Богу, доверия словам Христа Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23). Потому что не всегда есть возможность опереться на предыдущий удачный опыт.

Смысл духовной жизни - в том, чтобы все-таки выбрать бытие с Богом и засвидетельствовать этот выбор своей жизнью. Поэтому мы и говорим, что человек изменчив, что он колеблется или преодолевает в себе эти колебания.
После смерти человек уже основывается не на вере, а на знании, ведь, отделившись от тела, душа знает и видит всё то, что для человека живого, в теле, является предметом веры, надежды и упования: Бога, святых, ангелов.
Повторю, редкие люди видели все это и при жизни, но это не массовый случай. Знает душа не только это, но и свои ошибки и грехи. И если при жизни вера – добровольный акт любви к Богу, ради которого верующий и получает дар молитвы, то очевидное знание, которое получают усопшие, фактически принудительно. В вере в то, что видишь, нет никакого подвига. И так устроено, что, отделившись от тела, душа теряет способность меняться, она пребывает в том состоянии, которого смог достичь человек, пока перемены были возможны, пока он был еще жив.

Представим себе душу грешника, который в земной жизни не верил в Бога и никогда не молился. Для него получение знаний о существовании Господа, святых и ангелов практически бесполезно. Он не имеет опыта молитвы, не знает, как быть в этой новой реальности. Что с ним происходит? В нем нет опыта бытия с Богом, богообщения. Сможет ли он воспользоваться этим опытом в вечности? Увы, нет, потому что не научился этому при жизни. Произошло самое страшное – он упустил время земной жизни, которое только и отведено человеку для изменения, для того, чтобы этот опыт получить. После смерти души не могут измениться. Всё, что можем, мы делаем для себя при жизни. Поэтому так важна молитва нас, пока ещё живых, о наших усопших.
И такие люди после смерти не могут молиться, потому что в них нет этого навыка.
Для святого же посмертное утверждение в его вере – это исполнение чаяний всей жизни. Бесконечное радостное славословие, пребывание с Богом, богообщение. Научившись молиться на земле, святые продолжают молитву в вечности. Именно на твердой вере и горячей любви к Богу, которую святые стяжали в земной жизни, основана возможность святых молиться о нас.
Поэтому единственная возможность для Вашей души получить возможность молитвы после смерти – полюбить молитву при жизни и стать святой. В этом нет ничего необычного и невыполнимого. Широко известно, что святость – призвание каждого из нас. Желаю Вам и себе достигнуть этого состояния.
Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
5
0
Сохранить
Поделиться: