Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сперва выяснить, что такое ад. У нас имеются на удивление очень скудные представления об этом. Распространенный образ ада как подземного обиталища, где черти подвергают грешников изощренным пыткам: жарят на сковородах, варят в огромных котлах, подвешивают за языки, не имеет ничего общего с церковным представлением. Как Царство Небесное, так и ад — это исключительно духовная, а не физическая реальность. Это не столько некое пространство, в котором пребывают плохие люди после смерти, сколько состояние души, сознательно удаляющейся от Бога. И как Царство Небесное начинается для человека уже во время его земной жизни, так и ад настигает не желающего каяться грешника еще до его физической смерти.

Человек сотворен Богом свободным. Он — тот самый созданный Богом камень из известного логического парадокса, который Творец не сможет поднять. Человеческое сердце — это, наверное, единственное место, где Господь ограничивает Свое всемогущество. Свобода, дарованная нам Богом, предполагает возможность любого выбора — быть с Богом, или идти путем противления Ему. И если кто-то осознанно выбирает зло и грех, то ад — закономерное следствие такого выбора. Извлекать его оттуда — не что иное, как отрицание свободы и насилие.

Но если ад — это единственно возможное состояние души нераскаянного грешника и единственное место ее посмертного пребывания, то почему душа, находящаяся в нем, мучается? Вроде бы ей должно быть там комфортно — ведь именно к этому адскому состоянию погруженности в грех она успела привыкнуть при жизни тела. Во-первых, потому что страсть и грех никогда не ведут к счастью. Относительный комфорт может приносить лишь их удовлетворение, но и он имеет временный характер. Ни одну страсть нельзя насытить полностью. Во аде же все привычные земные средства удовлетворения греховных потребностей отсутствуют. Человек остается один на один с пожирающими его страстями, от которых уже невозможно избавиться.

Во-вторых, если во время земной жизни человек старался не замечать Бога и Его любовь к себе, то в загробном существовании это невозможно, как невозможно отрицать очевидное. Часто можно встретить мнение, что ад — это место, где нет Бога. Однако оно противоречит такому свойству Божию, как вездесущность. Но ведь Бог есть любовь. Так неужели любовь Божия проникает в ад? Святой Исаак Сирин отвечает на этот вопрос утвердительно. Он говорит о биче Божественной любви: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! <…> Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой», — продолжает святой.

Именно любовь Божия, приносящая блаженство праведнику, становится невыносимой для грешника. В будущем веке, когда, по слову апостола Павла, Бог будет всяческая во всех (1 Кор 15:28), любовь Божия будет в равной степени охватывать всех людей. Однако одним она будет приносить радость, а другим муку — в зависимости от их восприятия. Как писал другой известный святой, преподобный Иоанн Дамаскин, «в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Так что вопрос, почему Бог не уничтожит ад, тождественен вопросу, почему Бог не уничтожит человека или не лишит его свободы. Существование ада зависит от нас. Его может уничтожить только сам человек, если научится жить райской жизнью.

7
0
Сохранить
Поделиться: