Бог и ад

Александр Ткаченко нашел ответ на свой мучительный вопрос

tkachenko149-2Еще в самом начале своей жизни в Церкви я никак не мог понять в ее учении один вопрос, который потом не давал мне покоя долгие годы.

Если Бог есть Любовь, то каким же образом получается, что грешники после смерти так страшно мучаются в аду?

Лубочные картинки с чертями, которые жарят людей на сковородках, варят в котлах, и поддевают на вилы, я как-то внутренне не принимал: понятно ведь, что это всего лишь аллегорическое изображение ада. Но от признания адских сковородок аллегорией, сам факт мучений попавших в ад несчастных людей не становился понятнее. Писание говорит, что Бог есть Любовь? Значит, Он любит всех-всех-всех на свете, включая грешников в аду. Иначе, что же это за любовь – одних любить, а других не очень? Но с другой стороны – как же можно допускать, чтобы тот, кого любишь – страдал и мучился, причем – так страшно?

Такой вот вопрос… В церковной литературе, которая была мне тогда доступна, ответа я не находил: на дворе стояли девяностые, книжек в Церкви издавалось мало, большей частью они были составлены в стиле «Что посоветуете, батюшка?» А если и находились в них ответы, то какие-то холодные, юридические, не дающие пищи сердцу.

Ну, вот допустим, прочитал я где-то, что, мол, «люди согрешили против Бога, а так как Бог является бесконечным и вечным, то и наказание должно быть бесконечным и вечным». Или, что «ад – это место, где исполняются требования справедливости святого и праведного Бога, приносится удовлетворение божественному правосудию». Да помилуйте, где ж здесь любовь-то?

Что за «справедливость» и «правосудие» может быть в отношении тех, кого любишь? Ведь любовь как раз и есть высшая форма несправедливости и предвзятого отношения к человеку, когда любишь его, несмотря на все его недостатки.

В общем, такие ответы меня никак не устраивали. Я не спорил с ними даже в душе. Просто откладывал их вместе с мучившим меня вопросом на самую дальнюю полку своего сознания и ждал, когда Господь неведомыми мне путями откроет то, что я так хотел понять. И вот, наконец, я прочитал у одного из святых отцов слова, которые, хотя и не объяснили этот сложный вопрос полностью, но, по крайней мере, внесли в него какую-то ясность. Вот что пишет преподобный Иоанн Дамаскин:

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».

Кто-то возможно скажет: «Ну и что? Ведь адские мучения от этого объяснения не становятся менее мучительными». Все так, конечно. Но для меня этот вопрос был болезненным несколько по иной причине. Ведь если это Бог мучает людей в аду, ну или хотя бы оставляет их без Своего участия и внимания в этих мучениях, то… как жить тогда, имея над собою такого Бога? При подобном понимании, вся проповедь апостолов о Боге-Любви превращалась для меня в пустой звук, противоречивый набор благих словосочетаний, описывающих непонятно что.

А вот если, по слову Иоанна Дамаскина Бог дает блага всем, даже грешникам, даже дьяволу, а те не желают их принять… Тут проблема переходит уже совсем в другую плоскость: «…каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».

Не научился в земной жизни радоваться тому, что дает тебе Бог – значит, будешь мучиться после смерти от отсутствия удовольствий, которые не от Бога. Более-менее понятно, хотя и не до конца, конечно… Есть и к такой картине ада вопросы.

Но пускай они себе пока и лежат, там, на дальней полке. А я, вместо поиска ответов на них, лучше буду готовить себя к восприятию благ, которые Божия Любовь изливает на всех нас и в этом веке, и в будущем. Надеюсь, время для этого у меня еще осталось.

 

 

На заставке: Страшный суд. Мозаика собора в Торчелло, Италия, XII в.

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (71 votes, average: 4,72 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Людмила
    Ноябрь 6, 2018 13:05

    Господь сказал «Царство Небесное есть внутри вас», так и ад есть внутри нас. Здесь мы обогащаемся или Благодатью Господа или запускаем в себя ад. Вот каждый и пойдет на тот свет со своим богажем. Бог не наказывает, мы наказывем себя сами, ибо Бог даровал нам свободу.

  • Lilia
    Октябрь 19, 2018 0:11

    Братья и сестры не мудрствуйте лукаво. Кто есть человек, что Господь желает ему спасения_ Даже страшно подумать , что нас такая милость дана . Не надо быть сильно умными, веруйте и все остальное Господь управит. Ему не нужны ни ваши свечки ни молитвы с утра до вечера, пусть ваше сердце и помыслы будут чистыми и мир изменится. К сожаления каждый ищет свою выгоду , но хочет чтоб Господь его принял. Не может вода и масло соединиться. Вот и ответ когда вы не соединитесь с Богом, вы останетесь не в его мире И будете плакать и старадать. Вы можете выбрать здесь, а там выбирать вам неприйдется.

  • Сергей
    Октябрь 18, 2018 19:00

    Александру. Управление массами основано на силе власти и разделенности толпы. Но религиозные люди могут противопоставить силе мораль, данную свыше. Атеист или деист что ей противопоставит? Будет только ругаться на кухне, портить жизнь своим близким, ничего не делая. Религия объединяет, светские ценности разделяют. Множество гордых одиночек сильнее «стада» верующих? Что они могут? Только злиться с утра до вечера.

  • Дмитрий
    Октябрь 18, 2018 17:06

    Религия подмена ЗДРАВОГО СМЫСЛА
    А в чем Ваше понимание ЗДРАВОГО СМЫСЛА?
    Вы поверхностно понимаете христианство, иначе, подобной, прошу прощения, глупости, не написали-бы

  • Александр
    Октябрь 18, 2018 14:30

    Религия подмена ЗДРАВОГО СМЫСЛА обманом, технология управления массами.В религии нет места ПРИРОДЕ, самом совершенном,гармоничном творении БОГА, нет знания о мироздании , а есть обещание рая на небесах за примерное поведение — ПОДЧИНЕНИЕ.

  • Александр
    Октябрь 18, 2018 14:28

    Религия — подмена ЗДРАВОГО СМЫСЛА обманом, технология управления массами.В религии нет места ПРИРОДЕ, самом совершенном, гармоничном творении БОГА, нет знания о мироздании , а есть обещание рая на небесах за примерное поведение — ПОДЧИНЕНИЕ.

  • Кудрявцев Александр Абхазия
    Октябрь 17, 2018 23:00

    Александр Библию читает не внимательно. Бог не мог сотворить АД. У Бога «всё весьма хорошо» устроено. Другое дело Господь Бог, у этого героя Библии всё не так,Всё во зло, всё в апокалипсис. И ещё по Кириллице Буква Азы есть чувства,Буква Добро есть добро. АД по Богословию читается так — чувства добродетели.Господь Бог перессорился с человечеством,Сатаной,Демоном,Дьяволом,Чертями и Земля стала при нем проклятой. Читайте внимательнее. Библия очень мудрая книга и читать её надо скрупулезно, как детектив. Желаю удачи.

  • Олег Кирьязев
    Октябрь 17, 2018 21:51

    Статья Ткаченко весьма уместна, а последняя цитата из Дамаскина точно в цель. Советую всем, и автору, а комментаторам, посмотреть последнюю книгу Пелевина. Там найдете шикарную мысль: рай подвижника есть ад для грешника (грубо и не словами Пелевина). Такой подход заставляет изменить оптику рефлексии, а это дорогого стоит.

  • Дмитрий
    Октябрь 17, 2018 8:51

    Михаил
    О-о,21 век,а веруны всё ещё пугают друг друга страшилками…

    О да, плоды просвещения еще пока не дошли до части дремучего люда!…
    Просветите нас как и почему неживое превращается в живое, потом обсудим вместе с Вами веру «неверунов»

  • Марина
    Октябрь 17, 2018 7:50

    Проблема наличия Ада -это проблема не традиционного религиозного сознания и традиционного общества, а секулярного времени, начиная с 18 века, эпохи Просвещения. Этот вопрос поднимали еще русские религиозные философы и считали Ад чем-то несовершенным. Русский космист Федоров считал, что человек должен быть воскресителем, участвовать в акте воскрешения вместе с Господом. Чего еще ожидать-то. А сейчас все хотят славно пожить в этом мире и очутится в Раю. Так что господин Ткаченко тут не новатор. Все закономерно.

  • Сергей
    Октябрь 16, 2018 21:23

    Этому ответу уже сто лет, лично для меня он крайне поверхностный. Достаточно просто столкнуться один раз с настоящей человеческой жестокостью, которая вполне может превосходить бесовскую (допустим, сесть в тюрьму) — и душа будет бороться за то, чтоб НЕ ЖЕЛАТЬ людям адских мук. И окажется, что ближних я люблю плохо, дальних ещё меньше, врагов ненавижу, по отношению к избитым разбойниками я не милосердный Самарянин, а подлый левит… Значит, сам достоин ада… Надо меняться, а все эти «козлища» вокруг — они то досаждают, то требуют ради Христа того, что я им вовсе не обязан.. Нужно пересиливать себя ради Христа. Тут уже не до вопросов об адских муках для других, самому бы в них не попасть.

  • Павел Викторович
    Октябрь 16, 2018 20:44

    Бог избавил всех грешников из ада и запер в нём сами знаете кого! Иисус смертию смерть попрал!!!

  • Михаил
    Октябрь 16, 2018 19:20

    О-о,21 век,а веруны всё ещё пугают друг друга страшилками…

  • Владислав
    Октябрь 16, 2018 16:11

    Это вопрос об устройстве и устремлении души человеческой — вмещающей безсмертие, совесть, разум и волю. Человек создан по образу Бога и кроме физического бренного тела имеет нематериальный и до конца не познаваемый фактор — безсмертную душу, которая как бы посредствует между материальным и духовным мирами. Свободная воля придана человеку для великой миссии — преобразования найденного им в земной жизни и доступного для его воздействия «сокровища» в истинное сокровище, вступившего в гармонию с Богом от века. По словам Св. апостола Павла «Все мне возможно, но не все полезно». И по слову Господа «Собирайте сокровище на небесах». Наша привременная жизнь на чудесной планете Земля полна возможностей и для познания своей души, и для искания Божественной гармонии, и для созидания этой гармонии с Богом. Ад — это убегание от этой гармонии, отвержение Божественной воли и злосчастное удаление от Бога. Ад — это вечное наказание не от Бога, а от нас самих, предавших свою изначально христианскую душу в руки диавола — некогда первого ангельского чина, восхотевшего свою тварную волю поставить вровень с волей Самого Бога Творца и тем создавшего свой собственный мир — иллюзорный, темный и зловещий. В ад Господь никого не посылает. Человек имеет свои пути, и стоя на распутиях, мы имеем волю выбора — к свету нам идти, или к пустоте. Да будем воля Твоя во мне, Господи!

  • Андрей сомозванный
    Октябрь 16, 2018 8:35

    А у меня были и другие вопросы!
    Например, почему Бог по предведению своему создаёт Человека, зная что он падет? Помните Предвечный Совет Пресвятой Троицы?
    Даже Великий Антоний не получил ответа от Бога о Судьбах людей и Мира!!! Был ответ:» Антоний! Себе внимай! А то Судьбы Божии!» Т.е. ничтожный человеческий разум этого вместить не может!!! Удаленность от Бога уже ад!…

  • Мария
    Октябрь 16, 2018 8:17

    в этой жизни,главное двигаться вверх,надеясь на Бога,все равно без падений не получится.а Бог,целующий намерения, в вечной жизни восполнит недостающее.

  • Гамлет
    Октябрь 16, 2018 6:21

    Бог на самом деле любит человека и ненавидит грех,, поэтому Он пришёл, чтобы очистить его и привести в Своё присутствие. Грех — результат отсутствия Бога в творении.

  • Наталья
    Октябрь 15, 2018 23:00

    Для меня это тоже болезненный вопрос по поводу мучений грешников в аду. И мне принес утешение ответ священника в журнале Фома по этому поводу. Священник сказал, что Господь ищет любую, даже самую малейшую зацепку, чтобы спасти душу человека. И Господь нам дал
    большой дар- заповедал молиться за усопших родных. Вот она Любовь Господа нашего Иисуса Христа.

  • Светлана
    Октябрь 15, 2018 21:52

    Есть люди, которые осознанно отвергают Бога. То есть они не хотят счастья любви, а хотят счастья мучить других например, или владеть чем-то… Господь же не может их заставить стать счастливыми и не мучающимися против их воли — свобода в том и заключается, что человек выбирает сам. И ад он волен выбрать сам, если не хочет быть с Богом. Но я почему-то уверена, что люди, которые из-за чего-то не смогли приготовить себя к благу, но при этом не отвергают Бога (просто незнакомы с Ним были в этой жизни), вполне могут стать счастливыми рядом с Ним. Пусть и не в такой степени, как святые и ревностные христиане. По крайней мере, меня это объяснение устраивает и успокаивает, потому что значит, что никто не будет мучим против своей воли (прошу правильно меня понять, своя судьба не волнует — волнуют близкие люди, которые у всех нас почти не святые и от христианства далеки).

  • Дмитрий
    Октябрь 15, 2018 17:01

    Ксения: «И во-вторых, если мы должны всю жизнь в муках готовить себя к раю — чтож за рай такой?»
    …»В поте лица хлеб свой добывать будете»
    И сказано это с горечью, а не с злорадством, ибо, покалечили себя сами, заболели смертью и грехом — поэтому, теперь только так…
    Сам Господь воплотился в смертном теле и пострадал на кресте ради нашего спасения, а мы хотим на саночках в рай въехать «все в грехах как в шелках»…

    А рай — это всего-лишь нормальное состояние здоровой души — в больнице тоже ничего на десерт не предлагают — только лекарства — лишь-бы выздоровели

  • Сергей (+)
    Август 22, 2017 10:00

    Сильно, спаси Господи.
    Выискиваю архивные статьи Александра Ткаченко,
    радуюсь, что есть еще что прочитать.

  • Ксения
    Февраль 15, 2016 9:24

    Да, так вопросов не убавляется.
    Например: утверждение, что мы должны приготовить,приучить себя к неким будущим благам и отучить от радостей земных. Во-первых, это значит, что в Боге нет бесконечной радости, что есть нечто хорошее, что не божье. Ведь, если разобраться, в земных радостях мы не можем отделить похотей, лишнего, временного, сугубо телесного и тех же проявлений гармонии, красоты, творчества и совершенства. Чем идеально подобранные специи или гениально составленные духи хуже, чем музыка Баха? Они так же совершенны.
    И во-вторых, если мы должны всю жизнь в муках готовить себя к раю — чтож за рай такой? Такой нечеловеческий, не для нас созданный, где мы чужие, неподходящие?

  • Евгений
    Сентябрь 12, 2015 0:08

    «Бог мучает людей в аду» Необманывайтесь, Бог поругаем не бывает.Что посеет человек,то и пожнёт. Бог создал человека со свободной волей.Это великий дар.Человек сам выбирает направление своего движения: или вверх стремиться,или вниз. Какая бы это была любовь,если бы Бог каждого человека привлекал к Себе,даже против воли самого человека? …»как жить, тогда имея над собой такого Бога?» Жить не тужить.Никого не осуждать.Некому не досаждать.И всем моё почтение.

  • Александр
    Сентябрь 11, 2015 19:38

    Я думаю, что одни искали делать добрые дела, а другие не хотели делать их, и, при этом, мешали первым совершать оные. И, хотя, Бог всем подает благодать, — но только на добро; и в бесконечности первые будут вместе пребывать в любви, которую уже явили при жизни, а вторые будут, как не умеющие делать ничего другого, мучить друг друга, потому что некого больше мучить.

  • Ольго
    Сентябрь 10, 2015 19:17

    🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.