
Еще в самом начале своей жизни в Церкви я никак не мог понять в ее учении один вопрос, который потом не давал мне покоя долгие годы.
Если Бог есть Любовь, то каким же образом получается, что грешники после смерти так страшно мучаются в аду?
Лубочные картинки с чертями, которые жарят людей на сковородках, варят в котлах, и поддевают на вилы, я как-то внутренне не принимал: понятно ведь, что это всего лишь аллегорическое изображение ада. Но от признания адских сковородок аллегорией, сам факт мучений попавших в ад несчастных людей не становился понятнее. Писание говорит, что Бог есть Любовь? Значит, Он любит всех-всех-всех на свете, включая грешников в аду. Иначе, что же это за любовь — одних любить, а других не очень? Но с другой стороны — как же можно допускать, чтобы тот, кого любишь — страдал и мучился, причем — так страшно?
Такой вот вопрос... В церковной литературе, которая была мне тогда доступна, ответа я не находил: на дворе стояли девяностые, книжек в Церкви издавалось мало, большей частью они были составлены в стиле «Что посоветуете, батюшка?» А если и находились в них ответы, то какие-то холодные, юридические, не дающие пищи сердцу.
Ну, вот допустим, прочитал я где-то, что, мол, «люди согрешили против Бога, а так как Бог является бесконечным и вечным, то и наказание должно быть бесконечным и вечным». Или, что «ад — это место, где исполняются требования справедливости святого и праведного Бога, приносится удовлетворение божественному правосудию». Да помилуйте, где ж здесь любовь-то?
Что за «справедливость» и «правосудие» может быть в отношении тех, кого любишь? Ведь любовь как раз и есть высшая форма несправедливости и предвзятого отношения к человеку, когда любишь его, несмотря на все его недостатки.
В общем, такие ответы меня никак не устраивали. Я не спорил с ними даже в душе. Просто откладывал их вместе с мучившим меня вопросом на самую дальнюю полку своего сознания и ждал, когда Господь неведомыми мне путями откроет то, что я так хотел понять. И вот, наконец, я прочитал у одного из святых отцов слова, которые, хотя и не объяснили этот сложный вопрос полностью, но, по крайней мере, внесли в него какую-то ясность. Вот что пишет преподобный Иоанн Дамаскин:
«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».
Кто-то возможно скажет: «Ну и что? Ведь адские мучения от этого объяснения не становятся менее мучительными». Все так, конечно. Но для меня этот вопрос был болезненным несколько по иной причине. Ведь если это Бог мучает людей в аду, ну или хотя бы оставляет их без Своего участия и внимания в этих мучениях, то... как жить тогда, имея над собою такого Бога? При подобном понимании, вся проповедь апостолов о Боге-Любви превращалась для меня в пустой звук, противоречивый набор благих словосочетаний, описывающих непонятно что.
А вот если, по слову Иоанна Дамаскина Бог дает блага всем, даже грешникам, даже дьяволу, а те не желают их принять... Тут проблема переходит уже совсем в другую плоскость: «...каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим».
Не научился в земной жизни радоваться тому, что дает тебе Бог — значит, будешь мучиться после смерти от отсутствия удовольствий, которые не от Бога. Более-менее понятно, хотя и не до конца, конечно... Есть и к такой картине ада вопросы.
Но пускай они себе пока и лежат, там, на дальней полке. А я, вместо поиска ответов на них, лучше буду готовить себя к восприятию благ, которые Божия Любовь изливает на всех нас и в этом веке, и в будущем. Надеюсь, время для этого у меня еще осталось.
На заставке: Страшный суд. Мозаика собора в Торчелло, Италия, XII в.
В аду люди и демоны страдают от того, что не могут совершать больше грехи. Им препятствует в этом благодать Божия.Но греховная воля в них изменена быть не может ибо они не раскаялись. Поэтому их мучения будут вечными, поэтому Бог есть абсолютная Любовь, а муки грешников в аду подобно мукам наркомана, у которого отняли наркотики. Но так как любящий Бог не может сделать грех вечным, он отнимает у человека способность грешить, ибо написано, имеющему дано будет а у не имеющего отнимется то, что он имеет. А дальше муки от дикого желания согрешить и полной неспособности это сделать. Вот и весь ответ
Просто поразительно, какой только чепухой люди интересуются🙄!
В книге Рохелио Миллса ,, Я видел Бога, ад и живых мертвецов,, Бог отвечает на этот всех интересующий вопрос пастору, почему Он любит всех людей, но некоторые мучаются в аду. Бог говорит: ,, Я не посылаю людей в ад, они сами туда избирают дорогу, в библии сказано - широки врата и пространен путь, ведущие в погибель. Люди сами своими грехами определяют себе будущее,,. Господь всем даёт выбор.
"Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому дано будет по вере его" (Воланд, "Мастер и Маргарита"). Кто в рай и ад не верит, тот в них и не попадёт, ему уготовано полное небытие. А кто в ад верит (как главный герой "DooM"), тот может попытаться его уничтожить, перестреляв всех чертей.
Не праведников Я пришел спасать, а грешников. Это сказал Христос. И ещё как говорил один из афонских старцев-В ад попадут богохульники, остальные с пасутся.
Мне это ничего не объясняет, т.к. сказано, что после страшного суда будут вечно мучаться не только душа но и тело. То есть чел будет испытывать вечные физические страдания от того, что при жизни временно курил, бухал или трахал девок? Вы извините, но такой бог хуже Гитлера и Чикатило, и никакими объяснениями это не исправить.
Получается, что бог несправедлив, мир несправедлив, единственный выход для человека, это придумать какое-то оружие, которое могло бы полностью уничтожить духовный мир, и всех его обитателей, чтобы его оставили наконец в покое, и дали обращаться после смерти в небытие.
Господь сказал "Царство Небесное есть внутри вас", так и ад есть внутри нас. Здесь мы обогащаемся или Благодатью Господа или запускаем в себя ад. Вот каждый и пойдет на тот свет со своим богажем. Бог не наказывает, мы наказывем себя сами, ибо Бог даровал нам свободу.
Братья и сестры не мудрствуйте лукаво. Кто есть человек, что Господь желает ему спасения_ Даже страшно подумать , что нас такая милость дана . Не надо быть сильно умными, веруйте и все остальное Господь управит. Ему не нужны ни ваши свечки ни молитвы с утра до вечера, пусть ваше сердце и помыслы будут чистыми и мир изменится. К сожаления каждый ищет свою выгоду , но хочет чтоб Господь его принял. Не может вода и масло соединиться. Вот и ответ когда вы не соединитесь с Богом, вы останетесь не в его мире И будете плакать и старадать. Вы можете выбрать здесь, а там выбирать вам неприйдется.
Александру. Управление массами основано на силе власти и разделенности толпы. Но религиозные люди могут противопоставить силе мораль, данную свыше. Атеист или деист что ей противопоставит? Будет только ругаться на кухне, портить жизнь своим близким, ничего не делая. Религия объединяет, светские ценности разделяют. Множество гордых одиночек сильнее "стада" верующих? Что они могут? Только злиться с утра до вечера.
Религия подмена ЗДРАВОГО СМЫСЛА
А в чем Ваше понимание ЗДРАВОГО СМЫСЛА?
Вы поверхностно понимаете христианство, иначе, подобной, прошу прощения, глупости, не написали-бы