Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читателя:

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим? Можно много молиться, поститься, совершать ритуалы, причащаться, исповедоваться и прочее, но не почувствовать Бога рядом. Почему? Он не хочет с нами разговаривать? Если Он любящий отец, то почему Он не хочет проводить время с детьми?

Александр

Ответить на вопрос Александра мы попросили двух священников и одну монахиню.

Протоиерей Павел Великанов, и. о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне, и.о. завкафедрой пастырского душепопечения Московской Сретенской духовной семинарии, доцент Московкой духовной академии:

На прошлой неделе в приходе, куда я недавно назначен, мы с прихожанами общались после службы, и я предложил для знакомства сыграть в игру: поделиться своей самой любимой фразой из Священного Писания. К великому моему удивлению одна женщина вспомнила слова из книги Иова: Рече Господь Иову (Иов 38:1). На мой вопрос, что ее так поразило в этих словах, она сказала: «Сам факт, что Бог напрямую обращается к человеку, когда тот доходит до края — без посредников, не через знаки, символы и знаменья, представляете? Это настолько сильно, в этом такая мощь и глубина!»

Меня тогда удивило, насколько обычные прихожане, без богословского образования, способны понимать столь глубокие вещи, опираясь только на опыт собственной жизни.

Так почему же Бог не являет себя нам так ощутимо, как Иову? Думаю, это связано с божественной педагогикой. Помните, в «Маленьком принце» есть такой эпизод: принц встречает Лиса, пытается подойти к нему поближе, но тот отодвигается и говорит: «Приручи меня!» И это выстраивание отношений нельзя торопить — незнакомцы должны присмотреться, привыкнуть, принять друг друга.

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Сама постановка вопроса: «Почему Бог не показывается?» — говорит не о том, что Бог спрятался. Просто мы находимся не на той волне, потому и не можем «поймать» божественное присутствие, пустить Бога в свою жизнь. Бог же никуда не исчезает. Как пишет апостол Павел: мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28).

Божественной энергией пропитано все мироздание. Но мы не можем ощутить эту близость Бога, пока находимся в состоянии зацикленности на самих себе, на своей самости, своих проблемах, своих страстях, горестях и радостях. Так что это не Бог вдруг перестает прятаться, а человек, изменяя свое состояние, становится способным видеть Бога.

В противном случае, если допустить, что человек жаждет с Ним встретиться, а Бог вредничает и отворачивается, получаются какие-то манипулятивные игры. Не полезные игры, созидательные, образовательные, которые учат чему-то важному, а именно манипулятивные, у которых одна цель: управлять другим помимо его желания.

Но Бог с нами не играет. Действительно, бывают случаи, когда Он входит в жизнь человека явным образом, но это ситуации экстраординарные, которые можно назвать вторжением. При этом и Священное Писание, и мистический опыт святых свидетельствуют: Бог необыкновенно деликатен, Он не вламывается во внутреннее пространство человека, особенно если понимает, что Его приход может вызвать у человека внутренний разлад и отторжение. Бог не навязывает Себя, Он дает человеку возможность выбора: либо научиться Его опознавать, либо сказать: да это все сказки!

Молитва, пост, посещение церковных служб — не более, чем инструменты. Важные, но которые не могут быть самоцелью. Можно долго стругать рубанком дощечки, но, сколько их ни стругай, к появлению стула сам по себе этот весьма увлекательный процесс не приведет. Так и сами по себе количество и частота вычитанных молитв или строгость поста ничего не значат. Излишняя сосредоточенность на этих инструментах может привести к прямо противоположному результату, когда человек предъявляет Богу свои непомерные труды и спрашивает: «А почему Бог не реагирует? Где сбой программы?»

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Еще один важный момент. Чтобы услышать другого, надо перестать говорить. Нередко вся наша жизнь — сплошное говорение: делами, словами, мыслями. И Бог не собирается нас перекрикивать, чтобы быть услышанным. Подлинная же молитва начинается тогда, когда человек внутри умолкает. Без этого молитва невозможна.

Главная же ошибка автора письма в редакцию «Фомы» в том, что он проецирует на Бога свое представление о том, как Бог должен с ним разговаривать. Из-за этого-то и происходит та самая блокировка, которая не дает Его услышать. Для Бога же не существует явлений, событий, слов, предметов, которые Он не мог бы превратить в язык общения с нами. С музыкантом Бог говорит на языке музыки, с математиком — на языке формул. Тот, кто чувствует красоту слова, услышит Бога в строках классической литературы, другой — даже в случайной фразе из чужого разговора или поста в соцсетях. И наивно полагать, что у Бога есть лишь какое-то лимитированное пространство, чтобы общаться с нами. Он великолепно, мастерски управляется со всем мирозданием — и прекрасно понимает в том числе и нашу ограниченность и бестолковость.

Поэтому я бы посоветовал читателю, который задал вопрос, попрактиковаться в молчании, чтобы хотя бы немного высвободить простор для Бога.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова), пресс-секретарь Якутской епархии:

Мне лично этот вопрос близок, потому что для меня важно понимание того, что молчащий Бог — молчит, как бы парадоксально это ни звучало. То есть Он не безмолвствует, как народ в трагедии «Борис Годунов». Вот эта мысль мне кажется главной: дело не в том, что Он вам не отвечает, а в том, что Его молчание тоже нужно воспринимать как форму общения между вами. И если вам кажется, что Господь молчит слишком долго, попытайтесь вслушаться в это отсутствие ответа.

Ведь и с людьми такая же история: порой мы не знаем, почему тот или иной человек не хочет с нами разговаривать — то ли он молчит многозначительно, то ли взял паузу, чтобы осмыслить происходящее. А мы уже готовы обидеться на это молчание, хотя это неправильно.

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Напомню: наши отношения с Богом — равноправные, как и отношения между людьми. Мы не обязаны к Нему обращаться, а Он — нам отвечать. Он говорит с нами по доброй воле, по Своим мотивам, понять которые нам невозможно. Относиться же к посту и молитве как к методам гарантированного получения ответа — неправильно. Бог не обязан общаться с нами только потому, что мы помолились, попостились или причастились. Мы переоцениваем значение аскетической практики, забывая, что она нужна нам, а не Ему. И когда мы встаем на молитву и ждем, что Бог ответит, это перерастает в опасную форму самоуверенности.

А может, Он и отвечает, но мы не сразу слышим или видим Его ответ. Ведь Он может явить Себя землетрясением на Синае, а может — тихим ветром, как пророку Илии. Это непредсказуемо. И нам нужно учиться узнавать Его, видеть Его признаки. Это важно.

Искра Божия может вспыхнуть в человеке в момент полного отчаяния, в самой неприглядной ситуации. Господь может заговорить с нами даже устами неверующего. Митрополит Сурожский Антоний повторял за Исааком Сирином: нельзя встретить Бога, если ты не увидел Его в глазах другого человека. Но как нам трудно это сделать!

А бывает, голос Бога мы слышим в житейских обстоятельствах. Приведу очень личный пример. Когда я, еще до пострига, собиралась уезжать из Москвы в Якутию, мне было очень важно получить Божие благословение. К отъезду я начала готовиться за год. Все складывалось, но я переживала, что уйду и оставлю работодателя в неподходящий момент. И тут нашлись очень опытные коллеги, которые вполне могли меня заменить. В другое время я восприняла бы эту ситуацию как конкуренцию, а тогда почувствовала, что это Господь меня так благословляет.

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Если же Господь молчит, в каждом конкретном случае Его молчание будет иметь свой смысл. Он может призывать нас быть внимательнее, учить терпению, умению ждать, трезвости и осознанности — очень важным качествам для христианина. Конечно, для нас Его молчание — сложное испытание, с которым сталкивался каждый, в том числе и святые. И нам остается лишь вникнуть и ждать, быть спокойными и упорными.

Впрочем, вопрос «Почему Бог не показывается?» можно воспринять и в прямом смысле. И тут ответ для меня очевиден: потому что не хочет заставлять нас уверовать в Него, оставляет нам свободу выбора. Легко поверить, что земля круглая, увидев ее из космоса. Но вера — это подвиг, это добродетель. И Господь не хочет лишать человека этого подвига, этого счастья, этого внутреннего переживания веры.

Ведь Бог, Он как солнце: увидишь его вблизи — ослепнешь и сгоришь. Да, сам факт такой личной встречи даст знание, но навсегда сожжет веру, которая предполагает доверие. А Господь очень дорожит этим доверием.

Протоиерей Стивен Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»):

«Не почувствовать Бога рядом…» Моей первой мыслью было: а как автор письма это себе представляет — почувствовать Бога? Бог воистину «везде сый и вся исполняяй» (вездесущий и все Собой наполняющий. — Прим. ред.). Но для того, чтобы научиться видеть и «чувствовать» это, нужно, чтобы наши сердца переменились. Можно «молиться, поститься, совершать ритуалы, причащаться» — и так и не суметь почувствовать присутствие Бога. Апостол Павел говорит: преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим 12:2). А это «обновление» требует научения и руководства.

Я предлагаю автору письма для начала завести обычай за все благодарить. Мы ждем, что присутствие Господа в нашей жизни будет обозначено чем-то особенным, уникальным, а ведь ежесекундно Его благодать преподается нам через все, что нас окружает! Это дар Божий нам. И привычка благодарить за него со временем позволит нашему сознанию увидеть то, что раньше казалось скрытым. Когда мы становимся благодарными, мы начинаем все лучше понимать и во всем видеть свет Божий.

Подготовила Анастасия Бавинова

Читайте также:

Молчание Бога. Как уверовать, если ничего не чувствуешь?

Почему Бог нам не помогает?

Как молиться, чтобы Бог услышал?

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (50 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Рябчиков Жуй
    Рябчиков Жуй1 неделя назадОтветить

    Бог не показывается, потому что если бы он показался, и с ним было бы возможно какое-то взаимодействие, вы бы сразу стали ограничены этим взаимодействием - точно бы знали о наличии каких-то свойств, а это нарушает режим веры - искать объяснения вне зоны действия реальности. Т.е. он не показывается, потому что вам и нужно было, чтобы не показывался и никак себя не проявлял. Чем же вы теперь недовольны? Или вы хотите, чтобы он и показался и не показывался одновременно? Маловеры и плуты.

  • р.Б
    р.Б1 неделя назадОтветить

    Вот самый короткий и легкий путь ко спасению:

    Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые, и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».

    Если же ты осуждаешь, ропотлив, любишь творить свою волю, то хотя бы ты и много молился , душа твоя оскудеет, и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех, и потому прославляется и небом и землею; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом, и будет видеть славу Господню.

    (Силуан Афонский)

  • Джукс
    Джукс2 недели назадОтветить

    Ответ прост до очевидности. Думать надо.

  • александр
    александр3 недели назадОтветить

    Как это не показывается?Ещё как показывается.Но это было давно лет 3000-2000 тому назад.В виде голубя при крещении своего Сына.В виде горящего куста терновника.Боролся с одним иудеем.В виде виртуального Духа
    навестил юную еврейку и Она понесла.И ещё много раз.А потом как отрезало.Объяснение простое:пути Его неисповедимы:может завтра показаться,а может больше никогда.

  • анна
    анна3 недели назадОтветить

    Я чувствовать Бога начала,когда суета из жизни ушла и болтовня,правильно тут отметили этот момент.Когда остаешься один на один в тишине,приходишь со службы в храме полностью погруженная.Но бывают моменты,когда чувствуешь,что он оставил тебя,вернее ты его оставила и возникает пугающая пустота и ты скорее идёшь в храм за его благодатью,которая насыщает.

  • Светлана
    Светлана3 недели назадОтветить

    Чтобы почувствовать Бога, человек должен сильно стремиться к Нему. Я не могу сказать, что я видела Бога, но чувствовала Его неоднократно. Это было чудесные ощущения и я поделюсь ими. Давно это было, мне было 23 года, тогда я только уверовала и стала ходить в церковь. Библию не просто читала, а изучала глубоко и с упоением. Молилась и в церкви и дома конечно. Прямо горела верой. Даже сейчас во мне нет такого неистового рвения к Богу, как это было тогда. Я ЕГО искала. И вот в стадии такой горячей веры, стали случаться со мной вот такие явления. Когда я переступала порог церкви, то хотела я этого или нет, я начинала плакать. Слезы сами текли и я ничего не могла с этим поделать. Я чувствовала свою греховность и одновременно Божью Святость. Мне казалось, что я недостойна Его прощения. С большим усилием я останавливала слезы, но когда начинал петь хор, у меня опять глаза были на мокром месте. Когда я молилась дома, иногда просто стоя у окна я разговаривала с Богом, а иногда стоя на коленях и закрыв глаза я обращалась к Богу с молитвой покаяния. Говорила много, молилас и о своих родных тоже. И вдруг я почувствовала, что я словно отрываюсь от пола и начинаю подниматься вверх. От испуга я открыла глаза и увидела, что я стою на полу как обычно. Но ощущение было реально оторванности и возвышения. Я очень расстрогалась, т.к. поняла, что это Бог со мной такое сделал. Я поняла, что была услышана и прощена. Это было не единожды. Но это всегда случалось только когда молитва была сильной от сердца, и от души. Глубокая и пронзительная. Еще насколько раз было другое ощущение. Тоже при сильной молитве, стоя с закрытыми глазами, я вдуг ощитила, что мои ладони сжимаются в кулаки и кулаки начинают раздуваться и сильно тяжелеть. Такие здоровые и сильные. Ну если сравнить, то как у Халка )). Я при этом опять испугалась этого ощущения и открыла глаза, посмотрела на свои руки. Они были обычные. Потом в церкви, когда я спросила, что бы это значило, мне сказали, что возможно Бог дал тебе сил и этим показал тебе. При молитве я частенько закрываю глаза, чтобы не отвлекаться и лучше сосредоточиться. При этом обращаясь к Иисусу я представляю Его живым и воскресшим, а не как на кресте распятым. Вот такие у меня были ощущения. И я могу сказать, что я Его чувствовала. Поэтому мы можем Его и чувствовать и видеть. А видеть Его это значит видеть ту помощь, которую Он оказывает нам и как чудесным образом разрешает наши дела и проблемы. Такого в жизни наверное у всех было. Поэтому подытожив могу сказать, что все могут его почувствовать- надо лишь сильно Его искать и стремиться к общению с Ним. При этом конечно же важно иметь чистое сердце. Всех вам благ!

  • Виктор
    Виктор3 недели назадОтветить

    Бог - дух. У него в мироздании миллиарды ангелов. И каждый ангел имеет свою специфику. Для человека, это ангел хранитель. Их там называют Серафимы. Вот они предназначены служить человеку, но вмешиваться в его волю не имеют права, если только попросит человек сам. Просьбу он может выполнить только тогда, когда на это даст добро высшее начальство. Так что проси и будет дано. И многое зависит от сути просьбы.

  • Александр
    Александр3 недели назадОтветить

    Как много слов. Бог - ВСЁ, исходи из этого. Не можешь охватить всё? Как же ты собрался услышать Его? Или ты считаешь, что Он должен умалиться до нуля?

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Ну учитывая, что Святой Дух и Бог Отец это один и тот же Бог, первый вопрос лишен смысла. А учитывая что Иисус Христос, Бог Сын, этот тот же Бог, что и Бог Отец и Святой Дух, второй вопрос так же лишен смысла.

  • Кузнецов Михаил
    Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

    Ни одно из утверждений в этом комментарии не соответствует ни данным исторической науки, ни иудейскому преданию.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё