ПО ГЛАГОЛУ С МИРОМ

Протоиерей Александр Шмеман, при всей своей внутренней гармоничности, очень глубоко почувствовал неустройство современной ему церковной и общественной жизни. Разбросанные по всему тексту дневника размышления о православии, католичестве, протестантстве, об опасном стремлении модернизировать Церковь находили у него отклики и очень точные замечания.

Дневники протоиерея Александра Шмемана, вышедшие в 2005 году в издательстве “Русский путь”, – книга, с одной стороны, ставшая бестселлером, с другой, еще по-настоящему мало нами осмысленная. А вместе с тем по уровню письма, уровню мысли, по лирической откровенности и глубокой проникновенности в суть явлений она достойна того, чтобы встать в один ряд с дневниками Пришвина, Корнея Чуковского, Бунина, Свиридова. То, о чем пишет Шмеман, – это мысли священника, и органическое соединение в одном лице религиозности и литературы, чего пытались добиться многие русские художники – главная черта этой книги. Она и делает ее особенно интересной.

Протоиерей Александр Шмеман писал по-русски и Россию, ее культуру, историю очень любил, хотя никогда в России не бывал. Он родился в 1921 году в Ревеле. В 1945-м закончил Парижский Богословский институт, год спустя был рукоположен в иереи, а еще через пять лет переехал в США, где прожил до своей смерти, будучи бессменным деканом Свято-Владимирской семинарии и много путешествуя по всему миру. Жизнь отца Александра, на первый взгляд, есть не только пример доброго пастырского служения, но и редкого в ХХ веке человеческого счастья. У него была замечательная семья: две дочери, вышедшие замуж за православных священников, ставший известным журналистом сын, жена Ульяна, которую он очень любил, переживал, когда им приходилось расставаться, и радовался встречам. Но никто из даже самых близких ему людей не знал о том, что их отец и муж ведет дневник и сколько тревоги, печали, беспокойства содержится в его записях.

Протоиерей Александр Шмеман, при всей своей внутренней гармоничности, очень глубоко почувствовал неустройство современной ему церковной и общественной жизни. Разбросанные по всему тексту дневника размышления о православии, католичестве, протестантстве, об опасном стремлении модернизировать Церковь находили у него отклики и очень точные замечания. Он переживал за все, что происходит в мире, чувствуя и предчувствуя, как с каждым новым летом земной истории жизнь делается трагичнее и современные христиане неспособны этому вызову времени противостоять ни в одной точке земного шара. Образ человечества, утратившего Христа, подменившего эсхатологию этикой, а живую жизнь омертвевшими формами – он болел этим и был предельно искренен и честен с самим собой, признаваясь в том, в чем иные не осмелятся признаться и на исповеди.

И все же, несмотря на эти горькие и честные признания, дневник отца Александра пронизан светом. Светом церковных служб, великопостных, рождественских, светом природы, которую он так остро, по-бунински чувствовал и любил, уйдя из этого несовершенного мира по глаголу с миром.

0
0
Сохранить
Поделиться: