Фэнтези читают не только подростки, но у подростков это литературное направление очень популярно. Тут сходится многое: и увлекательные сюжеты, и красочные декорации, и впечатляющие герои, и то необычное, невозможное, что так завораживает любителей фантастики. Но родители нередко считают такую литературу бесполезной, расстраиваются, что их дети тратят время на чепуху, вместо того чтобы читать полезные книги по школьной программе. Правы ли они? Есть ли такие произведения в жанре фэнтези, которые можно и нужно рекомендовать подросткам? Такие, про которые можно сказать словами из песни Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал»? Предлагаю свой список — здесь не самые, может, известные произведения, но, уверен, вполне достойные.
Перед тем как предложить список
Безусловно, есть немало произведений в жанре фэнтези, которые подростки поглощают как пирожки, но ни малейшей пользы для души не получают. Совершенно безликие, вторичные тексты, написанные суконным языком, с ходульными героями, банальными сюжетами, сомнительным этическим посылом. А есть немало замечательных фэнтезийных книг, которые прекрасно написаны и много могут дать и уму, и сердцу. Но далеко не всегда сами подростки способны разобраться, где поделка, а где настоящая литература. Поэтому важно, чтобы родители, педагоги и просто старшие друзья могли бы им дать рекомендации.
Но сперва давайте уточним понятия. Одно дело — фэнтези, которое стоит читать подросткам, и другое — фэнтези, написанное специально для подростков. Это не одно и то же. Причем бессмысленно сравнивать, что лучше, что хуже. Поэтому я в свои рекомендации включу книги, адресованные как подросткам, так и взрослым (но вполне доступные подростковой аудитории). И отечественные книги, и зарубежные. И старые, успевшие стать классикой, и написанные недавно.
Почему я предлагаю именно эти книги? Отталкиваюсь от своего педагогического опыта (я без малого тридцать лет учу детей и подростков литературному мастерству, а это значит, что мы с ребятами постоянно говорим о книгах, я даю им что-то почитать, иногда они мне дают, потом обсуждаем).
И еще один момент, важный для воцерковленных людей. К фэнтези порой предъявляют претензии богословского характера: мир и сюжеты фэнтезийных книг не соответствуют христианскому мировоззрению, в фэнтезийных произведениях фигурируют маги и волшебники, действуют фольклорные персонажи, традиционно отождествляемые с нечистой силой (то есть эльфы, гоблины, домовые, феи, драконы и так далее). Поэтому часть воцерковленных родителей недовольны, что их дети читают подобные книги, и по мере возможностей пытаются этому воспрепятствовать. Возможностей не очень много (ребенка, особенно подросткового возраста, невозможно изолировать от окружающей среды), поэтому недовольство проявляется в брюзжании.
Я в таких случаях говорю: не надо подходить к художественной прозе как к богословскому трактату. В подавляющем большинстве случаев в этих книгах всё, что вас напрягает, — это не посыл, а фон, декорации. Смотреть нужно на посыл, то есть на то, какой нравственный урок можно извлечь из книги. И дети-читатели, кстати, интуитивно это понимают. В фэнтезийных книгах они видят борьбу добра и зла, подлость и благородство, преодоление трудностей и верность долгу, а вовсе не апологию оккультизма. Но, могут мне возразить, в фэнтези же действительно бывает апология оккультизма, там, где это уже не фон, а основная идея! Да, бывает, хотя и весьма редко. Например, «Темные начала» Филиппа Пулмана. Но нельзя на основании таких исключений отказывать всей фэнтезийной литературе в праве на существование.
…Теперь, собственно, сам список. Напоминаю, это список того, что можно предложить подросткам, но предложить — не означает навязывать. Я не гарантирую, что каждая книга непременно понравится любому юному читателю. Люди разные, вкусы разные. А еще бывает, что книга, мимо которой равнодушно прошли в тринадцать лет, может захватить в шестнадцать. Или наоборот.
1. Урсула Ле Гуин, «Волшебник Земноморья»
Это классика фэнтези. Американская писательница Урсула Ле Гуин (1929–2018) в своем воображении создала целый мир Земноморья, и «Волшебник Земноморья» (опубликован в 1968 году) — лишь первый роман из цикла. С него подросткам и надо начать. Главный герой, крестьянский мальчик Гед, обнаружив в себе дар волшебства, отправляется учиться в школу волшебников. Чем-то это может напомнить «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, хотя написано тридцатью годами раньше. И мир там другой — не современный, а нечто среднее между Античностью и ранним Средневековьем. Гед взрослеет, проходит через трудные испытания, и главное, чему он учится, — это не магия, а человечность. Существует экранизация «Волшебника Земноморья» (США, 2004 год), на мой взгляд, сильно проигрывающая литературной основе.
2. Джонатан Страуд, «Агентство Локвуд и компания»
Это цикл из пяти романов современного английского писателя Джонатана Страуда (род. 1970). Действие происходит в странном мире — это Англия примерно 1970-х годов, но лишенная каких-либо связей с остальным миром. И в этой странной Англии случилась мистическая катастрофа — нашествие привидений. Жизнь стала опасной, с наступлением темноты люди прячутся в домах, поскольку привидения агрессивны. А бороться с ними могут только дети (взрослые призраков не видят). Поэтому создаются детско-подростковые команды, зачищающие территории от инфернальных гостей. Ребята из одной такой команды — главные герои цикла. И конечно, полчища привидений здесь лишь фон, а главное — дружба и первая любовь, ответственность и доверие, способность понимать других людей, преодоление своих собственных темных сторон.
3. Марина и Сергей Дяченко, «Ключ от королевства»
Супруги Марина (род. 1968) и Сергей (1945–2022) Дяченко — пожалуй, лучшие русскоязычные писатели, для кого фэнтези стала основным направлением их творчества. Пожалуй, практически все их произведения можно рекомендовать подросткам, но цикл из трех романов — «Ключ от королевства», «Слово Оберона», «У зла нет власти» — я выделяю потому, что он написан специально для подростков. Главная героиня — обычная тринадцатилетняя школьница Лена Лапина — волею судьбы попадает в некий параллельный нашему мир, мир волшебный, и там ей приходится самой стать волшебницей, чтобы защищать странствующее королевство от зла. Увлекательный, захватывающий не только подростка сюжет, стопроцентный эффект сопереживания, блистательный русский язык — но, главное, этический посыл: в самых бесчеловечных ситуациях нужно оставаться человеком, нужно прощать, нужно брать на себя ответственность, нужно верить в добро даже тогда, когда никакой надежды вроде бы не остается.
4. Никс Гарт, «Ключи от королевства»
По иронии судьбы у современного австралийского писателя Никса Гарта (род. 1963) есть фэнтезийный цикл с почти тем же названием, что и у супругов Дяченко (и потому иногда их путают). Там и главный герой почти того же возраста, что и Лена Лапина. Двенадцатилетний английский школьник Артур тоже попадает в параллельный магический мир, но только там все гораздо опаснее. Эта система магических миров, называемых «Домом» и ассоциирующихся с днями недели, изначально жестока, враждебна нашему миру. Нас вообще хотят уничтожить. Артуру приходится вступить в тяжелую, иногда кажущуюся безнадежной борьбу с повелителями миров — только так он может спасти нашу Землю. И конечно, эти семь романов — романы взросления. Артуру волей-неволей приходится взрослеть не телом, но душой, потому что взросление — это и означает умение брать на себя ответственность и справляться с трудностями.
5. Робин Хобб, «Трилогия о видящих»
Робин Хобб — литературный псевдоним американской писательницы Маргарет Астрид Линдхольм Огден (род. 1952). Это тоже тот случай, когда почти все ее творчество можно рекомендовать подросткам, при том что книги ее сложные, психологически глубокие, характеры героев противоречивые. Три романа, составившие «Трилогию о видящих» («Ученик убийцы», «Королевский убийца», «Странствия убийцы») написаны в середине 90-х годов. Из главного героя этого цикла, королевского бастарда Фитца Чивэла, с шести лет выращивают секретного агента, киллера, который должен будет устранять людей, неугодных его деду-королю. Но Фитц тяготится предназначенной ему судьбой, он человек тонких чувств, ему претит окружающая его жестокость, он стремится к свободе. Однако путь к свободе оказывается слишком сложным, причем главная сложность — сохранить себя, не озвереть, не стать таким же, как его родственники королевской крови. Это довольно мрачная, грустная вещь, но такие книги тоже нужны для взросления.
6. Сергей Лукьяненко, «Недотёпа»
Сергей Лукьяненко (род. в 1968 году) — пожалуй, наиболее известный современный российский фантаст. Известен он прежде всего благодаря своему циклу в жанре городского фэнтези «Дозоры», но «Недотепу» (как и его продолжение «Непоседу») он написал специально для подростков. Это довольно редкий случай, когда под одной обложкой соединяются и юмористическое фэнтези, и героическое, и роман воспитания. Действие происходит в условно средневековом мире, главный герой — 14-летний Трикс Солье, сын герцога, оказавшийся в тюрьме после переворота. Ему удается бежать — и начинается череда приключений, не очень-то на самом деле веселых, местами и трагичных, но повествование ведется с юмористической интонацией. Юному Триксу приходится узнать, насколько сложен и неоднозначен мир, в котором он живет, насколько неправильно судить о людях по первому впечатлению. А еще Трикс (и вместе с ним юный читатель) осознаёт, что из любого безвыходного положения может отыскаться выход.
7. Стивен Кинг, «Глаза дракона»
Стивен Кинг (род. 1947) наверняка известен российскому читателю как «король» жанра ужасов (между прочим, переводить на русский его начали еще в советское время — роман «Мертвая зона» был опубликован в журнале «Иностранная литература» в 1984 году). Но классического фэнтези (где соединяются и не наш мир, и наличие магии, и средневековый антураж) у него почти нет. Небольшой роман «Глаза дракона», опубликованный в 1984 году, — исключение. Кинг написал этот роман для своей дочери Наоми. Действие его происходит в сказочном королевстве Делейн. Главный герой, принц Питер (подросток 12-13 лет) становится жертвой дворцовой интриги, затеянной злым колдуном Флэггом. Его обвиняют в убийстве отца-короля, заточают в тюрьму, откуда мальчику удается бежать. А его младший брат Томас, слабый и безвольный, знает правду, но из страха молчит... до времени, потому что совесть потом все же просыпается. «Глаза дракона» — о том, что, если тебе дорога истина, нужно стоять за нее, даже если весь мир ополчился на тебя и надежды на спасение нет. Оказывается, все равно есть. Между прочим, характерная деталь: пять лет Питер провел в тюрьме, и каждый день молился Богу, не ожесточился, не терял с Ним связи.
8. Сергей Садов, «Рыцарь Ордена»
Это трилогия современного российского фантаста Сергея Садова (литературный псевдоним Сергея Диденко, род. 1975). Трилогия «Рыцарь Ордена» (то есть романы «Наследник Ордена», «Рыцарь двух миров», «Клинки у трона») публиковалась в 2005–2006 годах. Это очень мальчишеская книга. Главный герой, семиклассник Егор Громов, попадает в параллельный мир с магией и средневековьем (это вообще довольно стандартный ход для фэнтези), где из него делают непобедимого бойца. Делают для того, чтобы он смог вступить в борьбу с неким темным магом Сверкающим и тем самым спасти оба мира — и наш, и фэнтезийный (они являются лишь половинками некогда существовавшего единого мира). Егор — обычный мальчишка, не герой по своей натуре, ему не очень-то хочется становиться спасителем человечества, но приходится. Обретая уникальные боевые навыки, Егор к тому же и учится понимать людей, учится строить отношения не только с друзьями, но и с неблизкими ему людьми, учится брать на себя ответственность за тех, кому может помочь. Написано все это весьма увлекательно, юного читателя наверняка зацепит.
9. Мария Семенова, «Волкодав»
Мария Семенова — современная российская писательница (род. 1958). Она писала детективные романы, исторические повести, научно-популярные книги по истории древних славян и викингов. Но наибольшую известность ей принес фэнтезийный цикл «Волкодав», в который вошло шесть романов (первый, одноименный, вышел в 1995 году, последний, «Волкодав. Мир по дороге» — в 2014-м). Действие происходит не в нашем мире, но в очень на него похожем, в мире раннего Средневековья. Главный герой, Волкодав — молодой воин из рода Серых псов, который враги уничтожили под корень. А самого Волкодава, которому тогда было 11 лет, продали в рабство, и он пять лет провел в руднике (об этом пятый роман цикла, «Волкодав. Самоцветные горы»). Ему удалось вырваться на свободу, и далее он собирается мстить тем, кто уничтожил его род. Однако жизнь его складывается так, что приходится заниматься не местью, а защитой тех, кто сам за себя постоять не может. Мир «Волкодава» и его этическая проблематика попроще, чем, к примеру, у Робин Хобб, тут все очень поляризовано — зло и добро, правда и ложь, милосердие и равнодушие. Но подросткам это полезно, это работает как некий этический камертон. Да и просто очень интересно написано.
10. Инна Живетьева, «Стальное княжество»
Инна Живетьева — современная российская писательница (род. 1977), которая в основном пишет подростковое фэнтези. Дилогия «Стальное княжество» (романы «Цена свободы» и «Рунный след») написана в середине 2000-х годов. Здесь тот же сюжетный ход, что во многих подобных произведениях: современные подростки 14-15 лет из нашего мира попадают в мир фэнтезийный. Подчеркну — это не штамп, а особенность жанра. Здесь интересно то, что подростков попадает сразу семеро, очень разных, и повествование последовательно ведется от лица каждого из них. Мир, куда они попали, жесток. Ситуация, в которой они оказались, чудовищна: всех семерых обращают в рабство, они вынуждены страдать... потом, разумеется, сбегают и с оружием в руках обретают свободу. Но не все так просто — каждому приходится пройти через тяжелые этические выборы, и не все поступают правильно. Мир оказывается гораздо сложнее, чем они думали, да и попали они туда не случайно, а ради некой миссии (волшебник, переместивший их, руководствовался благородными целями, но и не подумал заручиться согласием ребят). Ничего удивительного, мы сплошь и рядом видим, как ради высоких целей жертвуют людьми. Но иногда жертва становится судьей... и вот тут-то все становится неоднозначным.