браверманКрещение Руси произошло в 988 году и связано со святым равноапостольным князем Владимиром и его бабушкой, святой равноапостольной княгиней Ольгой. И если молитвы и песнопения русским святым, а также прославленным на нашей земле иконам Богородицы составлены в России, то молитвословия праздникам, совершаемым с древних времен, являются в большинстве своем переводами с греческого языка — самого распространенного в Римской империи в первые века по Рождестве Христовом. Именно на греческом языке записали апостолы проповедь Христа Спасителя. И очень многие слова, которые мы используем в церковной жизни: термины богословия, названия частей храма и церковной утвари, а также молитвословий и песнопений, — имеют греческое происхождение. Так, например, песнопение, звучащее на утрене и носящее замечательное название катавасия, совсем не связано с котом Васей, но означает в переводе с греческого способ его исполнения — схождение двух хоров с клиросов вниз. Слово «акафист» означает «неседальное» пение. То, что его исполняют стоя, подчеркивает важность данного молитвословия. Название чтений из Псалтири, «кафизмы», наоборот, свидетельствует о том, что во время их прочтения можно сидеть.

К основным церковным песнопениям относятся тропари, кондаки, акафисты, стихиры, каноны.

Тропарь является древнейшим церковным песнопением. Тропари поются или прочитываются на всех богослужениях. Название связывают с греческим словом «трофей» — победный знак, поскольку в древности тропари прославляли победу Христа над смертью и доблесть мучеников, или со словом «тропас» — образец.

Кондак — песнопение, сходное с тропарем и дополняющее его по содержанию с богословской или исторической позиции. О происхождении этого слова можно сказать следующее. В древности текст записывался на папирусе, изготовленном из тростника. Папирус скатывали в свитки — именно так хранились книги Ветхого Завета. А палочка, на которую накручивали свиток, называлась «кондакион». Акафист — это поэтическое произведение, обращенное к Богу, Богородице или святым, состоящее из чередующихся двенадцати икосов (это слово означает «дом») и тринадцати кондаков. Икосы заканчиваются древним приветствием «радуйся», а кондаки — словом «аллилуия» (что в переводе значит «хвалите Бога!»).

Акафист может быть частью и домашней молитвы, и храмового богослужения. Первый акафист появился в VII веке и был составлен в честь избавления Константинополя от нападения врагов. Посвященный Пресвятой Богородице, он стал образцом для всех последующих подобных произведений. Канон (что означает «правило» или «норма») — прославляющий Бога, Богородицу, святых или праздник церковный гимн. Входит в богослужение утрени, повечерия, полунощницы, а также в домашнюю молитву.

Канон состоит из нескольких песен: трех, четырех, восьми или девяти. Каждую песнь составляют тропари, между которыми звучит припев в честь того, кому канон посвящен, например: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или: «Пресвятая Богородица, спаси нас», или: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас».

Песнь канона открывает ирмос. Это песнопение связано с библейскими песнями (слово «ирмос» означает «связь»), которые в разных обстоятельствах были воспеты праведниками Ветхого Завета и участниками Завета Нового: Богородицей (Ее песнь звучит на девятой песни канона) и Захарией (отцом Иоанна Предтечи). Ирмос также служил метрической и музыкальной связью с тропарями, на богослужении его поет хор, а тропари читает чтец. Пасхальный канон целиком поется. Первые каноны написал в VII веке преподобный Андрей Критский. Его перу принадлежит также самый большой и известный канон, исполняемый во время Великого поста, — Великий покаянный канон, названный так не только за глубину раскрытия покаянной темы, но и за большой объем — он состоит из двухсот пятидесяти тропарей.

Отрывок из энциклопедии «Православное богослужение» издательства "Никея"

 

Как понять богослужение современному человеку? Издательство "Никея" приглашает на встречу, посвященную выходу первой иллюстрированной энциклопедии по богослужению для всей семьи «Православное богослужение»


браверман обложкаДата: 09 июня 2016 г

Место: КЦ «Покровские ворота»

Адрес: ул. Покровка, д.27, корп. 1

Сбор гостей в 19:00

Богослужение – ключ к духовной жизни, жизни Церкви – открывает возможность общения с Богом. Однако современному человеку, пришедшему в храм богослужение порой предстает как загадочный набор символов.

Издательство «Никея» приглашает на встречу со священником Михаилом Браверманом, автором книги «Православное богослужение», настоятелем храма святых равноапостольных Константина и Елены, заместителем председателя отдела по религиозному образованию и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Книга «Православное богослужение» - это первая иллюстрированная энциклопедия по богослужению, предназначенная для всей семьи. В доступной и увлекательной форме книга рассказывает о православном богослужении, его истории и смысле, церковных таинствах, праздниках и постах.

На встрече мы поговорим о:

- практике подготовки к причастию

- обязательно ли соблюдать пост

- о детском восприятии богослужения

- о детской вере и молитве и многое другое

Выступление отца Михаила Бравермана будет сопровождать хор храма Святых Константина и Елены.

 

На заставке фрагмент фото spbpda/www.flickr.com

0
0
Сохранить
Поделиться: