Начать стоит с того, что воскресный день в церковном календаре сам называется Неделей, а остальные шесть дней — седмицей. Воскресенья (или Недели) как бы открывают семидневный период, но удивительным образом нумерация седмиц часто предшествует нумерации Недель в календаре. Попробуем разобраться.

Настроение недели

Верующие вместе со всем миром отмечают светский Новый год, а отсчет нового церковного года начинается осенью (в день новолетия 1/14 сентября). Но и смысловой, и подвижный богослужебный циклы крутятся вокруг Пасхи. Для христиан это главное событие не только в году, но и в истории человечества.

Пасха празднуется целую седмицу как один день. И как «праздников праздник» создает настроение еще шести дней, так и в течение всего года издавна было принято, чтобы воскресный день — «малая Пасха» — задавал последующим шести тон, а вернее глас.

Глас — особый мотив, который используется в богослужебном пении. Всего таких мотивов восемь. На Светлой седмице они звучат почти все. А затем сменяют друг друга каждые семь дней. Глас первый начинает звучать на богослужении в следующее после Пасхи воскресенье, второй — во второе, и так до Вербного, после которого начинается Страстная седмица со своими особенными богослужениями.

Четыре недели, три седмицы и утро понедельника

Дата Пасхи в разные годы разная и вычисляется по специальной системе — пасхалии. И если от начала одного нового года до другого обычно 52 недели, то от Пасхи до Пасхи их количество может быть и большим, и меньшим. Отсчет нового цикла можно начать за 22 дня до Великого Поста — в воскресенье, открывающее период подготовки к Четыредесятнице.

Этот подготовительный период включает в себя четыре воскресных дня (Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Неделю сыропустную — воспоминание Адамова изгнания, более известную как Прощеное воскресенье) и три седмицы.

Отношение их друг к другу не такое прямолинейное, как с определением гласов. Так после второго подготовительного воскресенья наступает мясопустная седмица, то есть, последние перед постом дни, когда разрешено употребление мяса. А мясопустный воскресный день при этом наступает уже после, открывая седмицу сыропустную, масленичную. Последний перед постом воскресный день — Неделя сыропустная — закрывает весь подготовительный период. А с понедельника начинается уже «новая жизнь» — седмица 1-я Великого поста.

Порядок разный, смысл один

После 1-й седмицы Великого поста наступает 1-я его Неделя. То есть, несмотря на то, что воскресный день — это начало семидневного периода, нумерация в Четыредесятницу иная.

Каждое из воскресений Великого поста имеет свое значение, которое в богослужебном плане чаще всего почти не связано ни с предшествующими ему днями, ни с последующими. Есть в это период и заметные события, соединяющие Недели и седмичные дни, но с нумерацией они напрямую не связаны. Например, после третьего воскресенья —Недели Крестопоклонной — следует четвертая седмица, которую тоже нередко называют Крестопоклонной. А на пятой седмице перед пятым воскресным днем, когда Церковь вспоминает преподобную Марию Египетскую, раз в год совершается особенная служба, на которой читается ее житие. Далее следует седмица, которая предшествует Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.

Страстная седмица, которая наступает после праздника Вход Господень в Иерусалим, с одной стороны, логически связана с ним, а с другой — стоит совсем отдельно, не считается седьмой седмицей Великого поста и имеет свое особенное внутреннее устройство, подводящее к Пасхе.

После Светлого Христова Воскресения счет наконец идет по порядку: следующий воскресный день — Антипасха, или Неделя 1-я по Пасхе, за ней следует 1-я по Пасхе седмица, затем Неделя 2-я жен-мироносиц и 2-я седмица и так до самой Троицы.

День Святой Троицы, или Пятидесятница, — это восьмое после Пасхи воскресенье. Отсюда начинается новый отсчет седмиц, и нумерация опять переворачивается. То есть сразу после Праздника идет 1-я седмица по Пятидесятнице, и только после нее наступает 1-я по Пятидесятнице Неделя. Такой счет будет продолжаться до Недели о мытаре и фарисее, начинающей период подготовки к Великому посту. В зависимости от даты Пасхи седмиц от Троицы до первого подготовительного воскресенья может быть от 33 до 38. А Недель, то есть воскресных дней, на одну меньше.

На протяжении большей части года нумерация седмиц предшествует нумерации Недель, но мы редко задумываемся об этом. Подготовительный период постепенно подводит верующих к Великому посту, который, в свою очередь, ведет к Страстной седмице, и уже из первого подготовительного воскресенья начинается ожидание Пасхи. А дальше уже сама Пасха, а за ней Троица освещают все последующие дни. С какой бы стороны мы ни подошли и как бы ни считали, Воскресение Христово всегда на первом месте — на неделе, в году, в вечности.

0
1
Сохранить
Поделиться: