Что такое богослужебный устав и каким он бывает?

18 декабря Церковь чтит память преподобного Саввы Освященного. Сын римского офицера, он очень рано стал монахом и впоследствии прославился как один из самых ярких христианских подвижников. Также он известен как автор Иерусалимского богослужебного устава, который в основных чертах сохранился до наших дней и по которому Русская Православная Церковь и сегодня совершает свои богослужения.
Об этом святом, его экспериментах по организации монашеской жизни и о том, какими бывают уставы, рассказываем в слайдах журнала «Фома».

01

Когда жил святой Савва и как он стал монахом?

Годы жизни преподобного Саввы приходятся на эпоху поздней античности, время заката Западной Римской империи и становления Византии. Он родился в 439 году в христианской семье военачальника Иоанна и его жены Софии. Супруги жили в Каппадокии. Однажды, когда его родители уехали в Александрию по делам службы отца, восьмилетний Савва, оставленный на попечение дяди, покинул родной дом и больше туда не вернулся. Он поступил в один из местных монастырей, где в 17 лет принял монашество. До глубокой старости Савва подвизался сначала в египетских монастырях, а затем — в обителях Палестины. Довольно быстро он приобрел известность как строгий аскет и молитвенник.

02

Чем еще он известен?

Переходя из монастыря в монастырь, святой Савва внимательно присматривался к порядкам в этих обителях. В итоге, когда он в 484 году основал собственную общину, Великую лавру, неподалеку от Иерусалима, ему удалось обобщить свой колоссальный опыт и применить на практике лучшие принципы организации монашеской жизни.

03

Какие это принципы?

Прежде всего преподобный Савва установил устав монашеской жизни, сочетающий отшельническую и общежительную традиции.

04

Что это за традиции?

Общежительная и отшельническая традиции, или формы, характеризуются разным подходом к организации духовной жизни и практики монахов. В отшельнической традиции монах живет в уединении (часто в пустыне или горах), проводя время в молитве, посте, аскетических подвигах и духовных размышлениях. Его общение с другими людьми минимально. Общежительная форма предполагает проживание в организованных монастырях, где все подчиняются общему уставу и наставлениям игумена (настоятеля). Все имущество монастыря общее, а монахи совместно выполняют работы, принимают пищу и следуют установленному порядку богослужений.

05

И каким же образом Савва сумел объединить эти традиции? Это вообще возможно?

Да. Преподобный Савва создал уникальный монашеский уклад. Послушники и менее опытные монахи жили в общежитии, где следовали строгому распорядку, посещали общие богослужения, совместно трудились и подчинялись духовному наставнику. Это помогало им укрепиться в духовной жизни и избегать ошибок, характерных для начинающих монахов. Опытные монахи могли удаляться в уединенные кельи, где проводили время в молитве и созерцании, периодически возвращаясь в Лавру для участия в литургии и общих праздниках. В итоге Великая лавра включала центральное место для богослужений и собраний и сеть удаленных келий для отшельников. Это позволяло монахам сохранять связь с братством, не теряя возможностей для уединения. Такой баланс между индивидуальным и коллективным служением стал основой восточного монашества и сохранился до наших дней.

06

А в чем особенность богослужебного устава Саввы Освященного?

Богослужебный устав Саввы Освященного — он еще называется Типикон Великой лавры — является по сути основой богослужебных систем Православной Церкви. Изначально он был создан для монашеских общин, что определило его строгую структуру, рассчитанную на интенсивную молитвенную и духовную жизнь. Основной акцент устав делает на постоянной молитве, чтении Псалтири, строгом соблюдении постов и детально расписанных богослужениях. Устав устанавливает строгую последовательность богослужений и включает суточный круг (по времени суток: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и литургия), седмичный круг (по дням недели) и годовой круг (двунадесятые праздники, Великий пост, Пасха и др.).

07

Получается, что этот Устав годится только для монахов? Ведь обычный человек не может молиться так интенсивно?

Действительно, как уже говорилось, устав Саввы Освященного изначально был разработан для монастырей, однако позже был адаптирован для приходских храмов. В итоге он позволяет сочетать строгую монашескую молитвенную жизнь с потребностями приходского богослужения. Несмотря на строгую структуру, устав включает элементы, позволяющие его адаптировать к разным условиям. Он предусматривает возможность сокращений служб и различные степени торжественности службы, что влияет на ее характер и продолжительность. Неслучайно поэтому устав Саввы Освященного до сих пор остается основой богослужебной жизни во многих Православных Церквах. Также на его основе были разработаны уставы других монастырей Православной Церкви.

08

Так получается, что уставов много?

Да, и чем древнее время, тем большим было разнообразие уставов. Каждая местность могла иметь собственный устав, однако уже к середине IV века эти варианты стали приводиться в некое единообразие. На данный момент Православная Церковь знает три наиболее значимых устава — Иерусалимский, Студитский и устав Великой Церкви.

09

Какие странные названия!

На самом деле ничего удивительного.
Иерусалимский, или Палестинский, устав был создан собственно святым Саввой.
Студийский получил свое название от Студийского монастыря в Константинополе, названного по имени своего основателя — патриция и консула Романа Студиона. В IX веке в нем подвизался преподобный Феодор, который и упорядочил богослужение в этой обители. Студийское богослужение немного короче, чем в иерусалимской традиции, а элементы богослужений расположены в несколько ином порядке.
А устав Великой Церкви — это богослужебный устав, применявшийся в первую очередь в соборе Святой Софии в Константинополе и в некоторых других столичных ее приходах. Этот устав был изначально разработан для городской среды, где богослужения совершались в присутствии большого числа мирян. Он был менее строгим, чем монашеские уставы, и уделял больше внимания торжественности, праздничности и участию народа в службе. Его характерная черта — большая роль процессий в богослужениях.

10

И что же случилось с этими уставами в наше время?

Несмотря на свое более позднее происхождение, Студитский устав стал первым массовым уставом в церкви — именно его после систематизации, осуществленной преподобным Феодором, поначалу переняло большинство монастырей и приходов.
Впоследствии он был в значительной степени вытеснен Иерусалимским уставом Саввы Освященного, который в наши дни является основным образцом богослужебного распорядка.
Элементы устава Великой Церкви также сохранились в современной практике, особенно в архиерейских службах, которые до сих пор сохраняют особую торжественность, характерную для этого устава.

11

Получается, нынешний вариант церковного устава, хотя его основой и является произведение Саввы Освященного, включает в себя влияние всех вышеперечисленных уставов?

Да. Вообще, деление уставов — достаточно условно. Устав святого Саввы — это основа, которая веками испытывала на себе влияние других традиций. Церковь всегда вбирает в себя самое лучшее и красивое, перерабатывает его и рождает новое, но это новое соответствует общему духу апостольского Предания, которое вот уже две тысячи лет остается неизменным.

Читайте также:

Этой книги нет в Библии, но ее стоит прочесть

0
2
Сохранить
Поделиться: