В Евангелии содержится более тридцати притч. Считается, что сюжет одной из них основан на реальном историческом событии. Это притча о минах, которую Христос рассказал ученикам перед Своим последним возвращением в Иерусалим.

В притче повествуется, как некоторый человек высокого рода (Лк 19:12) отправился в дальнюю страну, чтобы там подтвердить свои права на царскую власть. Перед отъездом он раздал своим рабам по мине — так в древности на Ближнем Востоке называлась крупная счетно-денежная единица — и наказал им употреблять их в оборот. Обратим внимание: в притче говорится, что сограждане ненавидели этого высокородного человека и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк 19:14). По возвращении домой господин обнаружил, что не все его рабы использовали полученные деньги для получения прибыли. Один раб получил с одной мины десять мин, другой — пять, а третий просто завернул деньги в платок и сохранил их нетронутыми. Господин разгневался на него и приказал отдать деньги провинившегося раба тому, кто заработал десять мин, добавив: Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет (Лк 19:26).

Отсылка к какому реальному событию «спрятана» в притче Христа о минах?

Исследователи Библии считают, что у этой притчи может быть конкретная историческая подоплека и Христос вплетает в рассказ отсылку к событиям относительно недавнего прошлого, известным Его слушателям. Речь о воцарении Ирода Архелая. Архелай был старшим из трех сыновей царя Ирода Великого — того самого, который приказал умертвить всех вифлеемских младенцев после рождения Христа. После смерти Ирода Великого Иудея была поделена между его сыновьями. Иудейский трон по завещанию переходил Архелаю, а его братья, Ирод Антипа и Ирод Филипп, должны были стать тетрархами — так в Римской империи называли правителей, под контролем которых находилась лишь часть страны.

Чтобы узаконить свою власть, Архелаю было необходимо совершить путешествие в Рим, где волю отца должен был утвердить император — ведь Иудея тогда была частью Римской империи. Однако многие иудеи не желали видеть на престоле Архелая. Они отправили в Рим представительную делегацию с просьбой к Августу утвердить другого правителя. Права Архелая на царство оспаривал и его брат Ирод Антипа, который считал иудейский трон своим и надеялся, что Август будет благосклонен к нему. Римский император, выслушав обе стороны, всё же сделал выбор в пользу Архелая.

Впрочем, царем, как его отец Ирод Великий, Архелай так никогда и не стал. Он получил в управление Иудею, тронное имя, титул этнарха (правителя народа) и обещание Августа сделать его царем, если будет править мудро. Но правил он жестоко, в Рим шли постоянные жалобы на него. В итоге уже через два года император лишил его власти и отправил в ссылку.

Эти события, произошедшие без малого за тридцать лет до рассказанной притчи, остались в памяти иудеев, так что, повторим, история о знатном человеке, отправившемся в другую страну и ненавидимом собственным народом, была хорошо знакома современникам Христа.

В духовном же отношении Христос в этой притче напоминает слушателям о важности использовать те дары, которые им даёт Бог. Праведный Иоанн Кронштадтский так говорит о ее смысле: «Каждому из нас даются от Бога способности — для того, чтобы чрез них мы умножали достояние Небесного Владыки так или иначе, посредством того или другого искусства, той или другой способности».

2
0
Сохранить
Поделиться: