
В Евангелии содержится более тридцати притч. Считается, что сюжет одной из них основан на реальном историческом событии. Это притча о минах, которую Христос рассказал ученикам перед Своим последним возвращением в Иерусалим.
В притче повествуется, как некоторый человек высокого рода (Лк 19:12) отправился в дальнюю страну, чтобы там подтвердить свои права на царскую власть. Перед отъездом он раздал своим рабам по мине — так в древности на Ближнем Востоке называлась крупная счетно-денежная единица — и наказал им употреблять их в оборот. Обратим внимание: в притче говорится, что сограждане ненавидели этого высокородного человека и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами (Лк 19:14). По возвращении домой господин обнаружил, что не все его рабы использовали полученные деньги для получения прибыли. Один раб получил с одной мины десять мин, другой — пять, а третий просто завернул деньги в платок и сохранил их нетронутыми. Господин разгневался на него и приказал отдать деньги провинившегося раба тому, кто заработал десять мин, добавив: Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что он имеет (Лк 19:26).

Исследователи Библии считают, что у этой притчи может быть конкретная историческая подоплека и Христос вплетает в рассказ отсылку к событиям относительно недавнего прошлого, известным Его слушателям. Речь о воцарении Ирода Архелая. Архелай был старшим из трех сыновей царя Ирода Великого — того самого, который приказал умертвить всех вифлеемских младенцев после рождения Христа. После смерти Ирода Великого Иудея была поделена между его сыновьями. Иудейский трон по завещанию переходил Архелаю, а его братья, Ирод Антипа и Ирод Филипп, должны были стать тетрархами — так в Римской империи называли правителей, под контролем которых находилась лишь часть страны.
Чтобы узаконить свою власть, Архелаю было необходимо совершить путешествие в Рим, где волю отца должен был утвердить император — ведь Иудея тогда была частью Римской империи. Однако многие иудеи не желали видеть на престоле Архелая. Они отправили в Рим представительную делегацию с просьбой к Августу утвердить другого правителя. Права Архелая на царство оспаривал и его брат Ирод Антипа, который считал иудейский трон своим и надеялся, что Август будет благосклонен к нему. Римский император, выслушав обе стороны, всё же сделал выбор в пользу Архелая.
Впрочем, царем, как его отец Ирод Великий, Архелай так никогда и не стал. Он получил в управление Иудею, тронное имя, титул этнарха (правителя народа) и обещание Августа сделать его царем, если будет править мудро. Но правил он жестоко, в Рим шли постоянные жалобы на него. В итоге уже через два года император лишил его власти и отправил в ссылку.
Эти события, произошедшие без малого за тридцать лет до рассказанной притчи, остались в памяти иудеев, так что, повторим, история о знатном человеке, отправившемся в другую страну и ненавидимом собственным народом, была хорошо знакома современникам Христа.
В духовном же отношении Христос в этой притче напоминает слушателям о важности использовать те дары, которые им даёт Бог. Праведный Иоанн Кронштадтский так говорит о ее смысле: «Каждому из нас даются от Бога способности — для того, чтобы чрез них мы умножали достояние Небесного Владыки так или иначе, посредством того или другого искусства, той или другой способности».
"Не нам, не нам Господи, но Имени Твоему"
Уважаемый автор, уважаемая редакция, всегда по своей глупости считал, что притча о Господе нашем Иисусе Христе. Он отправился к Отцу Небесному, оставив Апостолов, когда Туда злоречивый спрятал свой дар. А многие жители (фарисеи и книжники) были против Господа Бога Иисуса Христа. Всё на поверхности.
Храни и вразуми нас всех Господь Бог!