ПИСЬМО в редакцию:
Здравствуйте, редакция "Фомы". Недавно мне в руки попал один из номеров вашего журнала. Вы очень живо и интересно рассказываете о православном взгляде на отношения между мужчиной и женщиной, поэтому я решился задать вам свой вопрос.
Уже полтора года я живу вместе с девушкой, но пока мы не хотим регистрировать наши отношения официально. Ее мама с самого начала была против отношений, не зарегистрированных в ЗАГСе, но после того, как мы объяснили ей мотивы нашего решения, она успокоилась. Но недавно она стала ходить в церковь, начались звонки с упреками, что мы живем в блуде. Потом она совсем перестала общаться со мной, а с дочерью у них продолжаются чуть ли не ежедневные телефонные разговоры с длинными и нудными проповедями о том, какие мы эгоисты, блудники, о том, что мы хотим жить только для себя. Все время повторяет, что у нас западные индивидуалистические ценности. При этом она цитирует Библию и другие церковные книги. Нервы у нас уже на пределе, мы даже иногда стали ссориться по каким-то незначительным мелочам.
Самое обидное, что ни одно ее обвинение не справедливо. Мы любим друг друга, настроились в будущем на крепкий и серьезный брак. Именно поэтому мы пока что не создаем семью. Ее основа – любовь, а настоящую любовь нельзя создать печатью в паспорте. Только когда люди как следует узнают друг друга и поймут, что могут жить вместе, надо идти в ЗАГС и выполнять прочие формальности. Чтобы подготовиться к такому серьезному поступку, как вступление в брак, разве не нужно сначала убедиться, что мы действительно готовы к такому решению? Скажите, пожалуйста, неужели Церковь действительно считает блудом и эгоизмом искреннее чувство?
С уважением, Федор Самойлов
"Презумпция невиновности помыслов"
Действительно, среди православных людей существует устойчивое мнение, что нецерковные люди вступают в "гражданский брак" и оправдывают его исключительно из своекорыстных и злых побуждений. Считается, будто нецерковные люди жаждут получить от "гражданского брака" наслаждение и затем предать своего партнера.
Конечно, зачастую за отказом регистрировать свои отношения в ЗАГСе таится внутренние проблемы. Такие, как нежелание сделать настоящий выбор, недолюбовь друг к другу; непонимание сути любви, нежелание идти на жертвы.
Однако, по моему мнению, все не так просто.
Прежде всего хочу сказать, что главное положение, на которое я опираюсь – это "презумпция невиновности помыслов" людей. Отсюда не следует, что человек, живущий в "гражданском браке", совершает нечто прекрасное (такие отношения ни к чему хорошему не ведут). Но я как православный человек понимаю, что причиной такого сожительства является путаница в понятиях, порожденная нашим временем. И многие, особенно девушки, искренне думают, что совершают нечто хорошее или, по крайней мере, избегают большего зла.
Проверка крепости чувств
Парадокс в том, что большинству жителей России не свойственно западное представление, согласно которому неформальность отношений нужна просто для получения обоими "партнерами" максимального удовольствия. По крайней мере, это видно из писем, приходящих в "Фому". От многих своих знакомых, живущих на Западе, я слышал рассказы о классической системе отношений, называемой "free love": "Мне приятно и хорошо с тобой, однако я не хочу ничем тебя обременять. Соответственно, и ты меня ничем не обременяй". Такая "философия жизни" предполагает измену в любой момент. Причем измену, морально узаконенную сознанием обоих партнеров.
У нас по форме все похоже, но содержание все же иное. По крайней мере, молодые люди из культурных, образованных семей сохраняют очень серьезное, бескорыстное, даже, можно сказать, романтическое, "остаточно-христианское" отношение к браку. И потому они уверены, что любовь, прежде чем перерасти в семейную жизнь, должна пройти испытание "гражданским браком". Логика такая: "если мы увидим, что наши чувства подлинные, то пойдем под венец и создадим настоящую семью".
Иными словами, мотив к жизни в "гражданском браке" выглядит очень благородным, добрым. По мнению многих современных молодых людей, с которыми мы переписывались или общались, "гражданский брак" – это хорошее средство проверить крепость своих чувств. Отсюда и делается вывод, что любовь, прежде чем перерасти в семейную жизнь, должна пройти испытание "гражданским браком". И только после того, как у обоих партнеров возникнет уверенность друг в друге, возникнет желание быть семьей – только тогда, дескать, становится возможным зарегистрировать свои отношения...
Во всем виновата форма?
Мы видим в наше время множество семей, которые внешне не распадаются, но совершенно потеряли не то что христианскую, а самую обычную человеческую близость и искренность в любви. Такие семьи сохраняются просто в силу привычки, комфортности и удобства. Люди сосуществуют лишь формально, не обращая ни малейшего внимания друг на друга. Самое страшное здесь то, что любую разобщенность, ложь, лицемерие супругов видят их дети. Очень часто, вступая в диалог с защитниками "свободной любви", мы сталкиваемся с людьми, которые с самого детства имеют опыт жизни в такой семье (или же опыт жизни в неполных семьях).
Ребенок уже с детства ощущает катастрофу, случившуюся в его семье. И, пытаясь уберечься от подобного сценария своей жизни, человек зачастую пытается пройти другим путем и не повторять ошибок своих родителей. Прежде всего, человек хочет любви. Ему кажется, что если в зарегистрированном браке (а иногда и венчанном) любви не присутствует, то, скорее всего, причина заключается в форме брака, то есть пресловутом "штампе в паспорте". Человек начинает видеть именно в нем причину зла. А подлинная причина – в содержании, в характере отношении самих людей, в их греховности.
В этом смысле все защитники "гражданского брака", независимо от возраста, валили все на форму, совсем не задумываясь о собственных грехах и ошибках. Но чаще всего слова "Зачем мне этот штамп в паспорте?" говорят люди молодые. Мне кажется, это связано с особенным отношением молодежи к форме. В прошлом я сам активно участвовал в анархистском движении. И очень хорошо понимаю, что большинство молодых людей, которые мнят себя анархистами, борцами с любым формализмом, с любой "окостенелой обрядностью" и т. д., зачастую сами являются страшными формалистами. Например, среди анархистов – людей, отрицающих все, – тут же становилось модным определенное поведение, одежда, привычки, характер отношений и т. д. И все это мгновенно принимало формы неприятия любого иного поведения. Получается, что анархизм – крайняя свобода – делался сразу же крайне тоталитарным.
Но за примерами того, как свобода оборачивается другой стороной, можно и не ходить так далеко. В наши дни стоит одному человек проткнуть себе губу – тут же это повторят десяток других. Недаром существует понятие "молодежная мода". Тут ничего общего с подлинной духовной свободой, которая предполагает видение самой сути вещей. Для молодого же человека зачастую очень трудно отделить форму от содержания. Он страшный формалист. И ему кажется, что причиной развода на самом деле является штампик в паспорте.
Ему кажется, что вся беда состоит в том, что люди приняли друг перед другом некие формальные обязательства. А вот если бы они их не приняли, то все было бы по-другому. Тут как раз и возникает идея, что свободное сожительство, "гражданский брак" – это самое лучшее средство для того, чтобы избежать формализации семейных отношений и впоследствии создать настоящую, глубокую, серьезную семью.
Репетиция настоящей семьи
Когда человек хочет избежать зла, когда молодые люди думают, что на основе "свободного" сожительства можно создать какие-то крепкие отношения, они опираются на мысль, будто такое сожительство не является браком, будто бы "гражданский брак" является некой репетицией перед созданием настоящей семьи. "Если я не расписался, не венчался, то еще не произошло ничего непоправимого, ничего серьезного. При всех наших чувствах мы свободны от обязательств, мы любим друг друга просто так – чисто и светло".
Проблема здесь в том, что они, на самом деле, уже создали семью и взяли друг перед другом те же обязательства, которые берут супруги в обычном зарегистрированном браке, но не осознали этого. Такое положение грозит бедой вашей семье, которая уже есть. Если вы любите друг друга – не бойтесь друг друга любить всецело.
Ведь любовь заключается в подлинных, а не "свободных" обязательствах друг перед другом. И дело не в форме как таковой, а в том, что эта форма свидетельствует о серьезности намерений, о готовности принять на себя ответственность. Я не агитирую людей скоропалительно заключать супружество. Но уверен, что отвержение формы имеет серьезные последствия. И, кроме того, противоречит их же собственной логике ("штамп в паспорте – это пустая формальность"). Если человек презирает форму, то надо ли поступать так, чтобы от этого презрения страдали любящие сердца? Ведь зачастую непременно страдает хотя бы один из "гражданских супругов", а также – практически всегда – родители!
Брак, с точки зрения христианства, – это союз навсегда. Два человека дают очень серьезное обещание перед Богом (если это Венчание) или перед людьми (если это обычная регистрация в ЗАГСе), что они будут вместе, несмотря на все трудности, которые могут их ожидать. Преодолевая конфликты и трудные периоды, они пройдут рука об руку всю свою жизнь. Это и есть содержание брака, которое отражено в его форме. Отказываясь от формы, люди отказываются и от ответственности. Этим они заранее друг друга обманывают.
Ближе мамы и папы
Отношения между "партнерами" (это слово мне ужасно не нравится, зато оно отражает саму суть "гражданского брака") требуют от людей колоссального доверия друг к другу. Эти отношения намного более тесные физически, чем у родителей с детьми.
Представляете, насколько близкие отношения детей и родителей! Но оказывается, что они даже и не сравнимы с тем контактом, доверием и уровнем открытости, которые существуют между супругами! А ведь человек, будучи в здравом уме и твердой памяти, никогда не откажется от своего ребенка. И ребенок, в свою очередь, вряд ли перестанет считать своих родителей мамой и папой (даже если у него складываются с ними не очень хорошие отношения).
Если какая-то из сторон отказывается от другой (родители от детей или наоборот), то все видят, что происходит нечто ужасное. Все видят, насколько запущенно нравственное состояние этих людей. Но почему-то люди отказываются видеть в "гражданском браке" тот же самый момент предательства: они уже стали фактическими супругами, между которыми происходит теснейшее общение, – и вдруг отказываются друг от друга. Насколько немыслимо расторжение отношений детей с родителями, настолько тяжело и расторжение брака, даже "гражданского". Надо либо заранее осмысливать, в какие отношения ты вступаешь и не делать этого, либо (если вступил в брак) все же войти в логику этих отношений, принять ее. Это – ответственность друг за друга и любовь, такие же нерасторжимые, как у родителей с детьми.
Кризисы любви
Одна из причин распада брака – непонимание того, что в браке постоянно происходит "кризис любви", ведущий, в конечном итоге, к ее укреплению. С христианской точки зрения, в этом реализуется Промышление Творца о падшем человеке. Трудности, на самом деле ведущие к укреплению человека, происходят не только в браке.
Как только заканчивается мимолетная связь и выстраиваются более глубокие отношения – люди начинают узнавать друг о друге все больше и больше. Любой человек, конечно, не идеален, грешен, а в браке – самой близкой форме отношении двух человек – очень быстро выявляются недостатки другого. И в определенный момент "вторая половинка" узнает о своем или (о своей) супруге нечто, требующее от этой "половинки" смирения и пожертвования чем-то своим, требующее что-то ломать в себе, требующее отбросить эгоизм и самость. Либо требующее серьезного и осознанного решения, оставаясь с ним (с ней), спорить, бороться с этим нечто. Другими словами, в определенный момент времени в браке одна из сторон должна принять решение – принимать человека таким, какой он есть, или нет? А если нет – пытаться ли исправить эти недостатки?
Недавно я видел пару, которая очень трудно шла к соединению. Они испытывали друг ко другу симпатию, но вместе с тем каждый постоянно открывал в другом плохие черты. И часто перед ними вставал вопрос: можно ли, несмотря ни на что, друг друга возлюбить? Любовь побеждала сознательно: "но все равно он хороший".
В браке постоянно возникает вопрос по своей сути, конечно, эгоистический и не христианский): "А зачем мне его нужно таким любить, терпеть и прощать? Зачем мне перед ним смиряться и тратить на него силы?" То есть возникает противоречие между подлинной любовью (которая всегда самоотверженна и отдает себя другому человеку) и собственным эгоизмом, восстающим против этой любви.
Если ты хочешь по-настоящему узнать человека, ты должен вместе с ним жить, трудиться. Вместе с ним проходить через кризисы, искать выход из них, спорить, думать – кто прав, просить прощения и т. д. Причем это будет происходить многократно. Психологи считают, что существуют даже определенные сроки кризисов в семье. Но мне кажется, что кризис в любви происходит постоянно.
В "гражданском браке" человек изначально настроен на то, что отношения будут безоблачными. А если они вдруг станут напряженными, то путь к отступлению свободен, ты можешь тут же убежать. Это заложено изначально, в самой сути "гражданского брака" и чаще всего это приводит к разрыву, реже – к осознанию того, что надо вступать в настоящий брак.
Христианам доступны все радости супружеской близости. Но радость эта зачастую оказывается и ярче, и полнее, потому что, в отличие от "свободных" союзов, содержит в себе, кроме счастья супружеской близости, еще и благодать взаимной верности (которую люди не боятся обещать и дарить друг другу); благодать иных, не похожих на привычные миру, отношений с детьми; благодать единого, духовного понимания и восприятия смысла жизни; благодать надежды и веры в то, что любовь и супружество не завершаются смертью, но устремлены за пределы физического бытия, в Жизнь Вечную.
Фото Дружининой Татьяны