Особенности подросткового кризиса

К подростковому возрасту своих детей родители, казалось бы, уже прошли огонь, воду и медные трубы: кризис одного года, трех и семи лет или кризис перехода из дошкольного детства в школьное. Проявления негативизма, протеста, упрямства, стремление к отделению — все это было и на предыдущих этапах. Почему же именно подростковый кризис видится родителям как что-то ужасное, как экстремальный период, который нужно пережить, собрав все силы в кулак? Выстоять и не разрушиться. Мы поговорили о этом с протоиереем Олегом Мумриковым и психологом Ильей Сусловым.

Что такое подростковый кризис

Главное отличие подросткового кризиса от всех предыдущих в том, что нам приходится иметь дело уже не с ребенком. Перед нами человек, считающий себя взрослым и равным нам, с повышенными запросами и притязаниями, способный к взрослой жизни с точки зрения физиологии. Часто он уже выше и крупнее мамы с папой, и, конечно, с ним уже не справиться так, как мы научились и привыкли справляться с ребенком. Мы вынуждены ему уступать, делегировать больше прав, меньше контролировать. В отличие от предыдущих кризисов, подростковый кризис — это последний этап, проходя который, человек вступает во взрослую жизнь. Это период инициации.

Еще в начале ХХ века «отец психологии переходного возраста» Стэнли Холл определил этот период как кризис самосознания, преодолевая который, человек приобретает «чувство индивидуальности». Основоположник социальной психологии Л. С. Выготский также подчеркивал потребность подростка в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своей уникальности, и отмеча лразвитие рефлексии.

Таким образом, подростковый кризис — это не только кризис авторитетов и ломка характера, которые так расстраивают родителей, а, в первую очередь, период самого интенсивного личностного развития.

Особенности подросткового кризиса

Как будет протекать кризис, зависит от двух основных факторов — характера ребенка и отношений в семье. Чем ближе, доверительнее были отношения до кризиса, чем больше было общих интересов и занятий, точек взаимодействия у ребенка с родителями, тем больше шансов сохранить эти точки и в критический период. Но даже когда отношения благополучны, а характер ребенка покладист, пубертат несет больше негатива, протестов, агрессии, обид. Подросток уже не просит, а требует, расширяет свою зону влияния, не слушается, «борзеет».

Изменение отношений с родителями связано и со сменой ведущего типа деятельности. В этом возрасте им становится общение со сверстниками. Поэтому и львиная доля переживаний подросшего ребенка связана с тем, как воспринимают его другие ребята, интересен ли он, симпатичен ли он. Он склонен придумывать либо преувеличивать свои телесные недостатки, и это типичный признак подросткового кризиса, который мало кого минует.

Даже при «гладком» протекании подросткового кризиса дети переживают тяжелое время. Они очень ранимы и обидчивы, их побуждения противоречивы, поступки импульсивны, настроение и физическое самочувствие неустойчивы. Они часто не понимают сами себя, недовольны собой, возникает даже ненависть к себе, депрессивные переживания. Многим родителям знаком «аффект неадекватности» — устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Это своеобразная защитная реакция ребенка, когда он отказывается видеть свои неудачи, к примеру, в учебе, и признавать, что причина этих неудач в нем самом. При этом он имеет завышенную самооценку и высокий уровень притязаний.

Чем тяжелее характер ребенка, тем более напряженная обстановка складывается в семье. В самые сложные периоды возникает ситуация, как будто в отдельной комнате живет родственник, который не подчиняется общим правилам и которого нельзя выселить. Ребенок уходит в себя, притом что родители могут очень стараться, чтобы находить с ним общий язык. Это надо выдержать.

Родителям стоит помнить о том, что подростковые «выкрутасы» могут как являться проявлением нормы, так и доходить до патологических нарушений. Как отличить одно от другого? Патология имеет тенденцию к генерализации, то есть «странные» поведенческие реакции возникают в любой ситуации и по любому, самому ничтожному, поводу. Один и тот же поступок может становиться стереотипным, то есть повторяться по разным поводам, как клише. Могут присоединяться невротические расстройства. Тревожный сигнал — социальная дезадаптация ребенка.

Увы, именно в подростковом возрасте возникают или обостряются патологические состояния и реакции, например, манифестируют шизофрения, биполярное аффективное расстройство и др. Внимание и любовь родителей — важнейшая потребность ребенка в этот период, хотя его поведение зачастую и говорит об обратном.

Сколько длится подростковый кризис

Не существует стабильных границ подросткового возраста. Темпы развития у всех детей разные. В среднем продолжительность кризиса варьируется от 4 до 6 лет. Начаться он может как в 12–13 лет, так и раньше, в 11, и продолжаться до 16–17, а в отдельных случаях — даже до совершеннолетия.

Есть разные взгляды на истоки и периодизацию подросткового кризиса. Например, Л. С. Выготский выделял три точки созревания: органическую, половую и социальную. Точки полового и социального созревания совпадали: во всех культурах существовал обряд инициации — перехода во взрослую жизнь. Органическое созревание наступало через несколько лет. У современного ребенка все иначе: сначала наступает половое созревание, затем «догоняет» органическое и позже всего — социальное. Причем в наиболее развитых странах наступление социального созревания откладывается на все более поздние сроки. Именно это расхождение, по мнению Выготского, и обусловило возникновение подросткового возраста и, как следствие, кризиса. У диких племен нет переходного возраста, отсутствуют и кризисные проявления у детей — они естественным образом, безболезненно и в свой срок переходят во взрослое состояние. Также Выготский и другие ученые отмечали, что у современных цивилизованных детей в тяжелых, неблагополучных жизненных условиях подростковый возраст сокращается или вовсе не выражен.

Психологи выделяют три этапа подросткового кризиса:

  • 12–13 лет (у некоторых детей с 11 лет) — «первые проблески», когда после благополучного, относительно стабильного периода младшего школьного возраста ребенок начинает демонстрировать непослушание, выдвигать первые требования, «качать права»;
  • 14–16 лет — ребенок взрослеет, стремительно меняется его тело, он ощущает себя взрослым, всё в жизни понимающим и начинает больше протестовать и отвоевывать всё больше свободы. Родители вынуждены ему уступать. Часто в этот период дети демонстративно отстаивают свое право на то, что было под запретом (например, курение, поздние возвращения домой). Это самая тяжелая стадия и для родителей, и для подростка, который на самом деле чувствует сильную потребность в понимании и поддержке;
  • 17–18 лет — более спокойный период, когда происходит настоящее вхождение во взрослую жизнь: окончание школы, поступление или не поступление в вуз, первые заработки, романтические отношения. В это время к подростку приходит осознание, что то, за что он боролся — взрослость и самостоятельность, — уже наступает, и у него возникают переживания и страх за свое будущее.

Помимо этапов в классической психологии встречается разделение подросткового кризиса на фазы: негативную и позитивную.

По мнению детского психолога Шарлотты Бюлер, негативная фаза длится у девочек с 11 до 13 лет, а у мальчиков – с 14 до 16 лет. У тех и у других она характеризуется жизнеотрицанием. Позитивная же фаза наступает вслед за негативной и отличается жизнеутверждением: подростку открываются новые радости, связанные с «переживанием природы», чувства красоты, искусства, чувства любви. Возраст 17 лет Бюлер называла границей между пубертатной стадией и юностью.

Фазы в развитии подростка выделяет и Л. С. Выготский, но он считает ключом к разгадке проблемы переходного возраста «проблему интересов». В негативной фазе (это ранний пубертат) происходит отмирание прежней системы интересов ребенка, к чему добавляется сексуальное влечение. В этом и есть причина недовольства собой, снижения работоспособности и успеваемости, раздражительности и грубости подростка. Для позитивной фазы (поздний пубертат) характерно зарождение новых интересов, в первую очередь интереса к психологическим переживаниям — своим и других людей. Здесь появляется обращенность в будущее — мечты и цели.

| Читайте также:

Подросток не хочет учиться: что делать?

Подростковый кризис у девочек

Проявления подросткового кризиса у девочек появляются раньше, чем у мальчиков: и физически, и психологически девочки раньше взрослеют, половое созревание у них начинается уже в 10–11 лет. Изменения в теле, развитие гендерных признаков, опережение мальчиков в росте — все это смущает, заставляет переживать.

Повышенный интерес к своей внешности в этом возрасте характерен для обоих полов, но у девочек он выражен сильнее. Девочки-подростки стараются выглядеть как взрослые женщины, подражают им в одежде и прическе, в поведении, манере речи. Зачастую копируют звезд шоу-бизнеса и социальных сетей. Обеспокоенность «неидеальной» внешностью, своим несоответствием навязанным «канонам красоты», преувеличение своих телесных недостатков — наиболее частый и болезненный симптом подросткового кризиса.

Противоречивые чувства и желания заставляют, с одной стороны, стесняться своей внешности, с другой — стараться выделиться, обратить на себя внимание (часто с помощью вызывающего макияжа, яркого окрашивания волос, пирсинга). Борьба противоречий сказывается и на отношении к противоположному полу: девочкам свойственно смотреть на мальчиков-ровесников свысока, они чувствуют себя взрослее. И в то же время это период повышенного интереса к мальчикам, желания нравиться, первых влюбленностей. В общении с противоположным полом кокетство сочетается с застенчивостью и стыдливостью.

Как правило, кризисные проявления в общении со взрослыми у девочек выражены слабее, чем у мальчиков. Чаще всего это перепады настроения, склонность к грусти и слезам. Но случаются и вспышки раздражения, агрессии. Девочки более эмоционально восприимчивы, чем мальчики, они более гибкие, легче приспосабливаются к обстоятельствам, отличаются более конформным поведением, поэтому, как правило, вызывают меньше недовольства учителей и меньше конфликтуют в школе. И даже в период отрицания авторитетов девочки чаще прислушиваются к суждениям взрослых, сохраняя авторитет семьи. Они склонны опекать младших, помогать слабым.

Переход от негативной стадии подросткового кризиса к позитивной у девочек знаменуется повышением работоспособности и улучшением успеваемости. Часто в этот период они увлекаются литературным творчеством: начинают вести дневник, блог, писать письма, сочинять стихи. По наблюдениям психологов, если девочка занималась творчеством до кризиса, в период негативной фазы это творчество прерывается, а при переходе в позитивную фазу — возобновляется.

Родители взрослеющей девочки, конечно, очень переживают о ее безопасности, о сохранении целомудрия, поэтому важно в общении с дочерью поднимать темы достойного поведения, сохранения репутации, предостерегать от крайностей в экспериментах с внешностью.

И очень важно, чтобы обсуждение физиологических особенностей и интимных вопросов в жизни женщины происходило в доброжелательном и доверительном тоне. Безусловно, лучше всего, чтобы эти разговоры с девочкой вела мама. Если для мамы интимная тема табуирована, это может быть бабушка или тетя, крестная или близкая подруга семьи — та, с кем девочка хорошо знакома и с кем чувствует себя в безопасности.

Подростковый кризис у мальчиков

Проявления подросткового кризиса у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек. Это объясняется чисто физиологически — повышением выработки тестостерона в организме. Мужской гормон отвечает за проявление агрессии, притупляет чувство страха, в результате чего подростки часто решаются на необдуманные поступки, ввязываются в драки, увлекаются экстремальными видами спорта. Это меняет поведение подростка как с родителями, так и с учителями и другими взрослыми: из-за перепадов настроения, вызванного гормональным бунтом, мальчики могут начать грубить, повышать голос, вести себя агрессивно без видимых причин, перестать подчиняться общественным требованиям, идти на конфликт.

Нередко подростковый кризис проявляется в ухудшении успеваемости. Опять же потому, что перестраивается эндокринная система, психика либо находится в состоянии чрезмерного возбуждения, либо, наоборот, переходит в выраженное торможение. Все это влечет за собой быструю утомляемость, рассеянное внимание, повышенную возбудимость и нарушение сна, головные боли или головокружения.

Тем не менее мальчики-подростки чаще, чем девочки, демонстрируют устойчивые познавательные интересы в какой-то определенной области, например, увлекаются историей или конкретным историческим периодом, техникой, программированием, музыкой, интересуются мировоззренческими проблемами, абстрактными явлениям, точными науками.

У мальчиков сильно выражено стремление к самостоятельности, причем на первый план выходит не сама возможность распоряжаться собой, а признание этого права взрослыми. Подросток стремится сам решать свои проблемы, и, если это ему не удается, может впадать в уныние и даже депрессию. Он пытается соответствовать представлению о «настоящем мужчине», подражать взрослым, в том числе внешне, иногда, правда, копируя признаки взрослости своеобразно и поверхностно: курение, употребление алкоголя, нецензурная лексика.

Переживания по поводу своей внешности, преувеличение телесных недостатков и в то же время стремление быть заметным, хорошо одетым, нравиться свойственны мальчикам так же, как и девочкам, только у мальчиков интерес к противоположному полу и к интимной стороне отношений нередко становится демонстративным. В этот период очень важно вести с мальчиками «гендерные» разговоры. Лучше всего, если об этом — взрослении мужчины, отношении к девушке — с сыном побеседует папа. Если папы нет или он не склонен к таким разговорам, то подойдет и другой значимый взрослый — дядя, крестный, дедушка. Если мама растит сына одна и мужских фигур в семье нет, будет лучше, если она возьмет этот сложный разговор на себя, чем он совсем не состоится.

Еще одна обязательная тема для разговоров с подростком — тема безопасности и родительских тревог. До ребенка нужно донести, что, когда родители требуют звонить им и быть на связи, вовремя возвращаться домой, спрашивают, с кем он общается, это не от желания контролировать, не от того, что не признают его свободу и взрослость, а от того, что его любят и переживают за него.

Когда бурная негативная фаза кризиса начинает сменяться позитивной, мальчики часто начинают поиски деятельности, в которой они могли бы проявить себя. Это может быть спорт, выбор будущей профессии и подготовка к ней, это может быть участие в молодежных организациях, волонтерство. Как писал Л. С. Выготский, «постоянные, стержневые личностные интересы подталкивают подростков к постановке отдаленных целей, делают их организованнее, гармоничнее».

Также в этот период возникает «тоска по другу», потребность в близком общении со сверстником, поиск друга и, как правило, нахождение его. Хотя не обязательно эта дружба бывает продолжительной.

Подростковый кризис: советы священника

Протоиерей Олег Мумриков, настоятель храмов св. мч. Уара и св. пророка Илии пос. Вёшки Мытищинского округа, доцент Московской духовной академии, зав. кафедрой библеистики МДА, доцент кафедры педагогики историко-филологического факультета ПСТГУ, доцент Коломенской духовной семинарии, член Комиссии по богословию и богословскому образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Синодальной комиссии по биоэтике. 

И родители, и педагоги хорошо знают, что подростковый возраст — это возраст сложный, когда могут быть низвержены все авторитеты, полностью изменен образ жизни. Это кризис определения своего места в жизненном пути, таков его положительный смысл. Но очень часто определение происходит радикально и необдуманно.

Что касается духовной жизни в этот период, подростки легко впадают в крайности. Это может быть как прекращение посещения храма, высказывание претензий к Богу, обида на Него, публично провозглашенное неверие и желание снять с себя крест, так и наоборот — порыв обращения к Богу, когда молодые люди начинают горячо молиться, брать на себя непосильные аскетические подвиги. Сегодня он горячо верующий человек, завтра нигилист, атеист, или наоборот: вчера атеист, а сегодня — активный миссионер. Здесь очень важно всегда быть рядом, не терять доверия к подростку, и чтобы он или она не теряли доверия к нам. Если молодой человек делится своими переживаниями, своими взглядами, пусть неприемлемыми для нас, мы должны его выслушать. Поучения свысока уже ни к чему не приведут, авторитеты часто становятся внешними, но доверительные беседы помогут сохранить ту связь, которая убережет подросшего ребенка от серьезных ошибок.

Мы можем и должны учить молиться, показать, что молитва — это беседа человека с Богом и не просто монолог, а диалог. Привить понимание того, что после молитвы важно услышать, что Господь хочет тебе ответить. Это может быть молитва своими словами, пусть она будет краткой, но регулярной.

Если говорить об участии подростков в приходской жизни, то здесь мы отходим от классического понимания воскресной школы, когда в выходной день нужно сидеть за партой и слушать, что говорит преподаватель. Это для молодых людей, во-первых, обременительно, они и так имеют огромную нагрузку в школе, на курсах, с репетиторами, а во-вторых, уже не интересно. Им нужна деятельность. Поэтому очень важно, чтобы на приходе работа с молодежью была живой. Это могут быть краеведческие кружки, волонтерское движение, экологическая работа, исследовательская, историческая, военно-историческая, кадетское движение, творческие кружки, мастерские и так далее. То есть мы должны помочь молодым людям реализовать себя в самых разных направлениях и раскрыть те таланты, которые им дает Господь. Надо организовывать совместные паломнические поездки, различные слеты, сборы, беседы на актуальные темы, где присутствует братская атмосфера. И очень важно, конечно, давать детям опору на внешние авторитеты, которые могут быть представлены руководителями этих направлений, старшими братьями и сестрами по приходской общине, а также священниками, особенно молодыми. Хотя бывает, что молодежь тянется и к опытным, пожилым священникам.

Подростки ищут авторитеты, примеры. Вдохновляющими для них могут послужить жития новомучеников и исповедников Российских, например Татьяны Гримблит — новомученицы, которая очень молодой ушла в вечность и при этом огромному количеству людей смогла помочь. Ведь героизм, стремление пожертвовать собой ради благого дела присущи подросткам. Как легко они могут посвятить себя какому-то злу, по неопытности или по склонности, так же легко и бескорыстно они отдают себя и благим делам — делам служения, милосердия.

Безусловно, очень важно дать молодым людям понимание Евхаристии как общего дела, общего служения, которое включает в себя не просто нашу личную потребность соединения со Христом, но и ответственность за весь окружающий нас мир настолько, насколько это возможно.

Если мы избежим крайностей и выстроим доверительное общение, то поможем нашим подросткам избежать очень-очень многих ошибок, которые в этот бурный, непростой период их подстерегают. Они стремятся найти истину, и дай Бог, чтобы эта истина им действительно открылась в храме Божьем.

Подростковый кризис: советы психолога

В подростковом кризисе наша родительская задача — выстоять и не разрушиться. Дети нападают, пробивают границы, пытаются добиваться своего. Надо очень разумно себя вести, выдерживая это и не теряя связи с ребенком. Главное —оставаться в контакте с ним. Тогда мы сможем выполнить и вторую задачу: не только самим пережить кризис, но и помочь его пережить своему подростку.

Скачки настроения и самочувствия, недовольство собой, поиски своего места в жизни, проблемы в общении со сверстниками — нашему ребенку очень нелегко. Ему кажется, что никто его не понимает, притом что он сам зачастую не понимает себя. Поэтому нам необходимо говорить о его чувствах, спрашивать, как дела, интересоваться его мыслями и планами. И объяснять, разъяснять, какова взрослая жизнь, как она происходит, как стоит и не стоит себя вести, «стелить соломку» на будущее. Понятно, что нас могут не слушать. Но постараться, чтобы это была не нотация, а разговор-рассуждение о жизни. Важно вспомнить свой пубертат, понять, что мы тоже, скорее всего, совершали немало опасного и неразумного в детстве и юности — и как-то выжили. О чем-то можно рассказать подростку, о чем-то не стоит. Дети любят и ценят, когда мы делимся своим опытом. Это усиливает их доверие к нам.

В свою очередь, мы должны доверять им. Нельзя шпионить за ребенком, проверять его телефон. Показать наше доверие мы можем, поручая им какие-то дела, приучая к большей самостоятельности, приводя к автономности. Пусть сами договариваются насчет секции, сами ходят к врачам, самостоятельно в 14 лет получают паспорт — идут фотографироваться в фотоателье, едут в МФЦ, учатся находить дорогу по навигатору.

С одной стороны, задача любого родителя — к 18 годам вырастить самостоятельного, функционального человека, который мог бы в жизни обходиться без взрослых. С другой, родители должны быть «отцами блудного сына» — подросток должен знать: что бы он ни наделал, что бы ни случилось, он всегда может прийти к нам и рассказать, и мы поможем. Важно доносить: я все равно тебя люблю, ценю, переживаю за тебя.

Иногда ребенок очень плохо себя ведет, и мы считаем, что должны его очень серьезно наказать. Но, к сожалению, это может стоить наших с ним отношений. Вспомните фильм «Человек дождя»: один из главных героев, будучи подростком, угнал машину своего отца, и отец посадил его в тюрьму на две недели. Он хотел привести сына к какой-то правильной реакции, хотел, чтобы тот получил урок. Но в итоге — только ненависть к отцу и прекращение общения на всю жизнь.

Получив слишком суровое наказание, совершенно справедливое, подросток не воспринимает его как урок. В этот момент он не выстраивает причинно-следственную связь, у него происходит разрыв между шокирующим его событием и его собственным поведением до него. Об этом надо помнить и, наказывая, не перегибать палку. Изначально впереди должна бежать любовь.

3
3
Сохранить
Поделиться: