Око за око

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. (Лев 24:17–21)

Принцип «Око за око»

Выражение «око за око» происходит из Ветхого Завета и выражает юридическую норму, ограничивающую месть и заменяющую ее наказанием, определяемым судом по принципу равного возмездия. В юриспруденции это правило известно под названием «талион».

Многие тысячи лет назад человеческая мстительность не знала границ. В первобытную эпоху за преступление против одного члена рода мстили его сородичи, причем пострадать мог не только преступник, но и его родственники. Кара часто была страшнее самого злодеяния, она вызывала следующий виток мести, и нередко мелкий конфликт перерастал в долгую кровопролитную вражду. Эти обычаи были характерны и для древних евреев. Чтобы изменить ситуацию, Господь через пророка Моисея учреждает новую судебную систему, основанную на принципе равного, симметричного воздаяния. Для своего времени это был значительный шаг вперед к пониманию того, что есть подлинная справедливость.

Происхождение выражения

Впервые мы находим выражение «око за око» в книге Исход, второй из пяти законодательных книг пророка Моисея:

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх 21:22–25).

Этот закон повторяется в книге Левит, третьей книге Моисея.

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти (Лев 24:17–21).

Во Второзаконии, пятой книге Моисея, эта юридическая норма применяется не только к непосредственным виновникам вреда, но и к лжесвидетелям:

Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор 19:16–21).

Наконец, в Новом Завете Иисус Христос утверждает высшую нравственную норму:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф 5:38–41).

Око за око, зуб за зуб — значение выражения

Принцип талиона, или равного возмездия, в наше время воспринимается как устаревший. Некоторые, подобно Махатме Ганди, утверждают, что, если применять правило «око за око», весь мир ослепнет. Однако, как было сказано выше, для своего времени это был шаг вперед в нравственном развитии общества. Как писал святитель Иоанн Златоуст, «Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».

Чтобы проиллюстрировать, какие формы принимала кровная месть до введения принципа талиона, приведем следующий пример из Ветхого Завета. Однажды Сихем, сын правителя ханаанского города, изнасиловал Дину, дочь Иакова. Это было тяжкое преступление, которое в древние времена каралось смертью. Чтобы загладить свою вину Сихем пообещал взять Дину в жёны и отдать богатые дары. Но это не помогло. Симеон и Левий, братья Дины, покарали смертью не только Сихема и его отца, но и всех мужчин в их городе, разграбили имущество и увели их жён и детей в плен (см. Быт 34). Подобную жестокость и должен был обуздывать закон «око за око, зуб за зуб».

Примеры следования этому новому принципу также содержатся в книгах Ветхого Завета. Так, иудеи, взяв в плен царя Адони-Везека, не стали убивать его, а отрубили ему большие пальцы, поступив с ним так же, как он сам поступал с побежденными врагами (Суд 1:6–7). По тому же принципу пророк Самуил вынес приговор царю Агагу: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына (1 Цар 15:33). Также в Библии есть история Сусанны — женщины, несправедливо обвиненной нечестивыми стариками в прелюбодеянии. Когда пророк Даниил выяснил, что они лжесвидетельствовали, их предали тому же наказанию, которому могла подвергнуться Сусанна (Дан 13).

Заметим, что закон Моисея отличается от ряда других древних законодательств, построенных на принципе талиона. Он устанавливает личную ответственность преступника и запрещает наказывать тeх, кто не имел отношения к преступлению: Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16). Для сравнения: закон древневавилонского правителя Хаммурапи гласил, что если человек изобьет до смерти беременную женщину, то следует казнить его дочь.

В Новом Завете Христос заповедует быть праведнее, чем книжники и фарисеи: если Ветхий Завет месть ограничивал и заменял личную расправу наказанием по суду, то Евангелие призывает вырвать с корнем всякую мстительность и даже, вопреки ожиданиям обидчика, делать ему добро. Впрочем, это не отменяет деятельности светских судов, имеющих право наказывать преступника (Рим 13:4). Сам апостол Павел однажды воспользовался своим правом римского гражданина, потребовав, чтобы его дело было рассмотрено в императорском суде (Деян 25:12).

Итак, выражение «око за око» в Библии не призывает к мщению, а представляет собой судебный принцип, предполагающий адекватное соотношение наказания и преступления: наказание не должно превышать тяжесть самого преступления, а быть равным и симметричным.

9
0
Сохранить
Поделиться: