Око за око - Православный журнал «Фома»

Око за око

Приблизительное время чтения: 5 мин.

0 мин.
iframe
Код скопирован

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. (Лев 24:17–21)

Принцип «Око за око»

Выражение «око за око» происходит из Ветхого Завета и выражает юридическую норму, ограничивающую месть и заменяющую ее наказанием, определяемым судом по принципу равного возмездия. В юриспруденции это правило известно под названием «талион».

Многие тысячи лет назад человеческая мстительность не знала границ. В первобытную эпоху за преступление против одного члена рода мстили его сородичи, причем пострадать мог не только преступник, но и его родственники. Кара часто была страшнее самого злодеяния, она вызывала следующий виток мести, и нередко мелкий конфликт перерастал в долгую кровопролитную вражду. Эти обычаи были характерны и для древних евреев. Чтобы изменить ситуацию, Господь через пророка Моисея учреждает новую судебную систему, основанную на принципе равного, симметричного воздаяния. Для своего времени это был значительный шаг вперед к пониманию того, что есть подлинная справедливость.

Происхождение выражения

Впервые мы находим выражение «око за око» в книге Исход, второй из пяти законодательных книг пророка Моисея:

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб (Исх 21:22–25).

Этот закон повторяется в книге Левит, третьей книге Моисея.

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти (Лев 24:17–21).

Во Второзаконии, пятой книге Моисея, эта юридическая норма применяется не только к непосредственным виновникам вреда, но и к лжесвидетелям:

Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.] (Втор 19:16–21).

Наконец, в Новом Завете Иисус Христос утверждает высшую нравственную норму:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф 5:38–41).

Око за око, зуб за зуб — значение выражения

Принцип талиона, или равного возмездия, в наше время воспринимается как устаревший. Некоторые, подобно Махатме Ганди, утверждают, что, если применять правило «око за око», весь мир ослепнет. Однако, как было сказано выше, для своего времени это был шаг вперед в нравственном развитии общества. Как писал святитель Иоанн Златоуст, «Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным».

Чтобы проиллюстрировать, какие формы принимала кровная месть до введения принципа талиона, приведем следующий пример из Ветхого Завета. Однажды Сихем, сын правителя ханаанского города, изнасиловал Дину, дочь Иакова. Это было тяжкое преступление, которое в древние времена каралось смертью. Чтобы загладить свою вину Сихем пообещал взять Дину в жёны и отдать богатые дары. Но это не помогло. Симеон и Левий, братья Дины, покарали смертью не только Сихема и его отца, но и всех мужчин в их городе, разграбили имущество и увели их жён и детей в плен (см. Быт 34). Подобную жестокость и должен был обуздывать закон «око за око, зуб за зуб».

Примеры следования этому новому принципу также содержатся в книгах Ветхого Завета. Так, иудеи, взяв в плен царя Адони-Везека, не стали убивать его, а отрубили ему большие пальцы, поступив с ним так же, как он сам поступал с побежденными врагами (Суд 1:6–7). По тому же принципу пророк Самуил вынес приговор царю Агагу: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына (1 Цар 15:33). Также в Библии есть история Сусанны — женщины, несправедливо обвиненной нечестивыми стариками в прелюбодеянии. Когда пророк Даниил выяснил, что они лжесвидетельствовали, их предали тому же наказанию, которому могла подвергнуться Сусанна (Дан 13).

Заметим, что закон Моисея отличается от ряда других древних законодательств, построенных на принципе талиона. Он устанавливает личную ответственность преступника и запрещает наказывать тeх, кто не имел отношения к преступлению: Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор 24:16). Для сравнения: закон древневавилонского правителя Хаммурапи гласил, что если человек изобьет до смерти беременную женщину, то следует казнить его дочь.

В Новом Завете Христос заповедует быть праведнее, чем книжники и фарисеи: если Ветхий Завет месть ограничивал и заменял личную расправу наказанием по суду, то Евангелие призывает вырвать с корнем всякую мстительность и даже, вопреки ожиданиям обидчика, делать ему добро. Впрочем, это не отменяет деятельности светских судов, имеющих право наказывать преступника (Рим 13:4). Сам апостол Павел однажды воспользовался своим правом римского гражданина, потребовав, чтобы его дело было рассмотрено в императорском суде (Деян 25:12).

Итак, выражение «око за око» в Библии не призывает к мщению, а представляет собой судебный принцип, предполагающий адекватное соотношение наказания и преступления: наказание не должно превышать тяжесть самого преступления, а быть равным и симметричным.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (12 голосов, средняя: 4,67 из 5)
Загрузка...
16 марта 2023

  • Наталья
    Наталья6 месяцев назадОтветить

    Редакция сайта

    "Хотим сказать что наоборот, факт и тяжесть вечных мучений определяются тем как человек прожил свою жизнь, делая выбор между тем или иным."

    Полагаете, что вечный характер мучений симметричен и равен грехам человека во временной земной жизни? Я читала, как попадали в ад с одним нераскаянный грехом, когда человек однократно впал в блуд. Думаете, симметрично ему вечно мучаться в связи с этим?

    • Редакция сайта
      Редакция сайта6 месяцев назадОтветить

      А при чем тут симметричность? Попадание в Ад - не наказание, человек попадает туда самостоятельно, а не по направлению свыше.

  • Наталья
    Наталья6 месяцев назадОтветить

    "наказание не должно превышать тяжесть самого преступления, а быть равным и симметричным."

    А вечные мучения в аду для миллиардов людей - равны и симметричны их грехам при земной жизни?

    • Редакция сайта
      Редакция сайта6 месяцев назадОтветить

      Добрый день! Вечные мучения в аду - не наказание от Бога, а следствие выбора людей. Если проводить аналогию, то человек выбравший неверную тропинку в лесу и попавший в болото сделал это самостоятельно, этим болотом никто его не наказывал. Мы касались этого вопроса, например, тут:

      https://foma.ru/chto-myi-znaem-o-strashnom-sude.html
      https://foma.ru/strashnyiy-sud-kak-vremya-nadezhdyi.html

      • Наталья
        Наталья6 месяцев назадОтветить

        Можно поставить вопрос иначе: последствия в виде вечных мучений равноценны и симметричны греховным поступкам людей в ходе их земной жизни?
        Особенно, если учесть, что, скорее всего, ни один человек осознанно не выбирает непереносимых и чудовищных вечных мук. Как и не даёт согласия на свое сотворение, на вмонтированную с зачатия греховную природу и на многие скорби.

        • Редакция сайта
          Редакция сайта6 месяцев назадОтветить

          Этот вопрос имел бы смысл, если бы тяжесть мучений и вообще сам факт мучений определялся бы чьей-то волей помимо человеческой.

          • Наталья
            Наталья6 месяцев назад

            Хотите сказать, что если факт и тяжесть вечных мучений определяются не только волей человека, то, значит, они определяются волей Бога? А раз так, значит, во многом по Его воле несчастные будут нестерпимо мучаться в вечности?
            А Богу зачем это надо?
            Я вам больше скажу: если мучения вечны, то и зло вечно, оно не будет истреблено. А если в ад пойдет большинство и будет там вечно мучаться, то, значит, по итогу существования человечества, зло одержит победу над добром - ведь спасётся меньшинство людей.
            А если все так, то для чего Бог создал наш мир и продолжает создавать людей? Наша свободная воля здесь ни причем, ибо Он в отношения каждого до его создания знает, кто погибнет, а кто спасётся и все равно создаёт тех, о ком знает, что они не спасутся. Зачем?

          • Редакция сайта
            Редакция сайта6 месяцев назад

            Хотим сказать что наоборот, факт и тяжесть вечных мучений определяются тем как человек прожил свою жизнь, делая выбор между тем или иным.

  • Слава
    Слава6 месяцев назадОтветить

    Потрясающее разьяснение истиного значания принципа "ока за око"! Иисус Христос призывал при первой же возможности уходить от тех, кто обижает, и ничего им не доказывать, а не к членовредительству; Благодаря подобным статьям эфективно проповедуется Евангелие, стоит только иметь любопытство и желание пребывать в учении, учиться у Иисуса.

Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь