Одна частая ошибка, которую мы совершаем в борьбе со своими грехами: мнение профессионального психолога

В эфире «Инстаграма» журнала «Фома» на вопрос читателя о частых ошибках в борьбе с грехами ответил психолог Александр Ткаченко.

Всем нам известны внутренние конфликты. Еще со времен грехопадения человек перестал быть целостным: теперь он раздроблен на многие тысячи кусочков, каждый из которых начал действовать самостоятельно. Все потребности, влечения, которые в идеале должны работать слаженно, доставляя человеку радость и ощущение полноты бытия, часто тянут в разные стороны. Может, они и естественны, но рассогласованны.

Человек, совершив грех, может попытаться ту свою часть, которая этот грех совершила, от себя оттолкнуть, отказаться от нее. «Это не я, это какая-то мерзость», — вот что говорит внутренний голос. Ошибка в том, что человек отталкивает не грех, а свою часть. Например, во времена раннего христианства существовали радикальные секты, которые практиковали кастрацию, оскопление как «профилактику» блудного греха. Это было распространено, пока Церковь соборно не постановила, что это неправильный способ борьбы с грехом.

Человек начинает отвергать свою «согрешившую» часть, начинает с ней бороться, всячески подавлять. Но в любом случае это ведь его часть, она никуда от него не денется. Человек может потратить годы на такую бесплодную борьбу внутри себя и прийти к очень сомнительным результатам.

Например, часто люди отвергают свою уязвимость, отвергают самих себя в ситуации, когда они с чем-то не справились. Человек был уверен, что он благочестив, но вдруг поддается искушению и совершает, допустим, грех блуда. А позже осознав этот грех, он начинает отвергать свою естественную часть — влечение к противоположному полу, влечение, которое заложено Богом, но которое человек неестественным образом удовлетворил. Он начинает считать само влечение к противоположному полу грязным, мерзким. Любое его действие в себе начинает воспринимать как греховное, хотя грех — это неправильное употребление природного импульса, а не сам импульс. Человек, сжигаемый стыдом за то, что однажды оступился, теперь жаждет отринуть эту часть от себя.

Поэтому в психотерапии мы, когда находим, чтó человек отвергает, когда понимаем, чтó стало причиной отторжения, помогаем ему вернуть эту часть, восстановить с ней эмоциональный контакт.

Повторюсь: грех — это неправильное употребление наших естественных свойств, а не сами эти свойства, и любые попытки «отсечь» их от себя приведут к внутренним проблемам.

Подготовила Анастасия СПИРИНА

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (30 голосов, средняя: 4,63 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • ASDF
    ASDF 2 недели назадОтветить

    Александр Ткаченко 22 голоса , данные статье, я считаю "потерянными". Статья антиправославная. Читатель сайта ищет ответ на главный вопрос бытия - приходит на православный сайт - и после этой статьи думает "неужели я так и буду жить в неведении"... Ниже мои комментарии к вашей биографии.

    "С 2005 года начал сотрудничать с журналом «Фома». Стараюсь не примыкать к различным внутрицерковным и околоцерковным группировкам" - Есть православная церковь. Это от "славить Бога правильно". Все остальное о дьяволе во всех его лицах.

    "поскольку – индивидуалист до мозга костей." - Из словаря индивидуалист это тот, кто подчеркивает личную свободу и независимость в рамках правопорядка. Вы подчеркиваете свою свободу и независимость от Бога и божьего порядка?

    "И очень признателен коллективу редакции «Фомы» за то, что они столько лет благосклонно терпят мою упертость и самоуверенность." - ваша упертость это заблуждение.

    "Политически безграмотен." - духовно вы тоже безграмотны. Используете богословскую терминологию на свой лад. Но ссылки на православный источник вы дать не можете. Потому что пишите выдумки. Александр, все ведь написано в Евангелие - зачем вы отсебятину несете. Прямо Ткаченко-вщина получается. Толстовщина уже была. Толстой мы знаем где - помер, отлученный от церкви.

    "Пишу лишь о том, что удивило, восхитило, обрадовало меня самого – чтобы поделиться с читателями этим восхищением и радостью. Иногда – болью… Но такое бывает редко" - пишите о Ветхом Завете и Новом Завете - там столько удивительного и восхотительного. Там есть все, что ВАМ лично надо для ВАШЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РОСТА.

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Виктория, само по себе влечение мужчины к женщине естественно, Бог создал нас двуполыми существами. Грех, если человек зная, что речь о чужой жене, не борется с инстинктивным влечением.

  • Денис
    Денис 3 недели назадОтветить

    Проблема в том, что безгрешно удовлетворить ту же страсть к противоположенному полу в православии сложно, порою слишком сложно. К примеру инвалиды не всегда и о самих себе способны позаботиться самостоятельно. Какой тут брак, какая забота о второй половине?
    При этом у слепца или безногого половая система может работать и зачастую работает исправно. Бессильны оказываются советы общего характера в стиле за всё хорошее против всего плохого. Легко сказать воздерживайся здоровому человеку, имеющему или хотя бы могущему найти свою вторую половину. Легко сказать...

  • Виктория
    Виктория 3 недели назадОтветить

    Объясните, пожалуйста, тогда в чем разница между "греховным импульсом" и "греховным помыслом"? Ведь возжелавший чужую жену, к примеру, уже мысленно согрешил с нею. Получается эту "часть себя" не нужно отторгать? А какие действия вы предлагаете в этом случае?

Загрузить ещё