Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник о...

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

За этим, казалось бы, простым вопросом скрываются очень важные вещи, о которых стоит поговорить. Связанные уже не с собаками и кошками, а с человеческими душами. Но сперва отвечу  про собак.

Дело тут вот в чем. В древности, во времена Ветхого Завета, животных было принято делить на «чистых» и «нечистых». Нечистыми считались те, чье поведение дает отрицательный пример людям. И собаки попали в «нечистые», потому что они не пытаются, да и не могут сдерживать свои физиологические потребности. Где им приспичило, там и они и делают свои дела. Если пустить собаку в храм, то она там может нагадить. И какая уж молитва, какое богослужение, если произошло такое! Поэтому собак и не пускают, а если какая-нибудь вдруг случайно забежит, то после нее храм освящают малым чином, то есть кропят святой водой. Великое освящение, которое совершает архиерей, в этом случае не требуется.

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

Почему же пускают кошек? Строго говоря, сейчас и кошек не пускают, никакому животному в храме не место. Но раньше пускали — из практической необходимости. Ради борьбы с грызунами. Представьте, что бывает, когда в храме завелись мыши или крысы. Они будут грызть просфоры, а могут и на престол залезть и хлебный Агнец сожрать — в тот момент, когда священник по службе отвлекся. На всякий случай поясню: Агнец — это хлеб, приготовленный для освящения на Литургии. И вот чтобы избавиться от хвостатых вредителей, в церквях использовали кошек. Не потому, что они лучше собак, а потому что была очевидная польза.

Тут надо кое-что пояснить. В наше время собаки и кошки для нас — домашние любимцы, мы их заводим, потому что они нам нравятся, потому что они милые и симпатичные.

Но в старину отношение к животным было иным, вовсе не таким сентиментальным. Животных заводили для практической пользы.

Кошка нужна, чтобы гонять мышей, собака — чтобы охранять дом от воров, а скот — от волков. Между прочим, раньше в деревнях не принято было держать собаку в избе. Из чисто практических соображений: во-первых, чтобы не стянула что-нибудь съестное, а во-вторых, какая от нее в избе польза? На дворе польза есть — собака работает как охранная сигнализация. В поле, на выпасе, польза есть — собака охраняет скот. А в избе — незачем. Крестьянский быт вообще был устроен очень рационально.

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка
Фото: С. Красноперов

Вот так можно было бы ответить на вопрос школьника — но такой ответ был бы неполным. Дело ведь не только в той причине, по какой собак не пускают в храмы. Дело еще и в том, как нам вообще следует с христианских позиций относиться к животным.

И первое, что надо сказать: всё это ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых вовсе не означает, будто одни животные хорошие, а другие плохие. Будто кошка лучше собаки, собака лучше курицы, курица лучше попугая, и так далее.

Все животные сотворены Богом, и сотворены для нас. Причем не только для практической пользы, но и чтобы мы учились любить.

Особенно это полезно детям. Вот есть у тебя котенок или щенок, ему может быть больно, он может страдать от голода, он нуждается в твоей заботе, ласке, внимании. Заботясь о животных, человек развивает свою душу. Научается сопереживать, научается ответственности за того, кто от него зависит.

Но тут есть и большая опасность, и о ней тоже надо сказать. К сожалению, бывает так, что весь свой запас любви человек тратит на домашних любимцев, а на людей уже ничего не остается. Я читал, что охранники-эсэсовцы в нацистских концлагерях подчас очень любили своих собак, овчарок. Которых натравливали на заключенных. Или, например, в России во времена крепостного права бывали случаи, когда помещики очень любили своих собак, но были безжалостны к своим крепостным. Могли и насмерть затравить собаками. Один такой чудовищный случай упоминается у Достоевского в романе «Братья Карамазовы». Да и в наши дни встречаются люди, которые души не чают в своих собаках или кошках, но абсолютно безразличны к своим родным, соседям, сослуживцам и так далее.

Один батюшка сказал, что собака это нечистое животное и ее в храм пускать нельзя, а кошку можно. Почему так? Священник отвечает на вопрос подростка

Дело вот в чем: любить животное гораздо проще, чем человека. Животное бессловесно, оно не может высказать тебе свои претензии, не может нагрубить, не может иметь свое мнение, неприятное тебе. Животное от тебя полностью зависит, ты полностью контролируешь всю его жизнь. А с человеком не так. Любить человека — означает принимать его целиком, с его недостатками, со странностями его поведения, видеть в нем не игрушку, а свободную личность, ощущать за него ответственность перед Богом.

Поэтому любить животных надо, но любить правильно — не в ущерб людям. Нельзя посвящать свою жизнь любимой кошечке или собачке. Надо заботиться о них, ухаживать, кормить, лечить, уделять им внимание — но не превращать их в идола. Мы ведь нужны не только кошечке или собачке — мы нужны нашим ближним, мы нужны Богу. И если мы научимся по-настоящему любить Бога и ближних, то и животным будет с нами хорошо.

Подготовил Виталий Каплан

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (264 голосов, средняя: 4,55 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Светлана
    Светлана2 месяца назадОтветить

    Спасибо, что расставили всё на свои места, объяснили. Я очень люблю животных и не понимаю многих людей. Человеколюбие для меня-сложное понимание:коварен, жесток и хитёрр этот зверь- Человек.

  • Яна
    Яна3 месяца назадОтветить

    Собаки святые животные по сравнению с людьми. Не люблю церкви. И это ещё один повод не ходить туда.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

      А что такое по-Вашему "святость"?

  • Александр
    Александр3 месяца назадОтветить

    В плане пищевом, как я понимаю, и собака, и кошка, с позиции Ветхого Завета, относились к нечистым животным. Тут полное равенство. Да, собаками травили людей. Но и кошки применялись для казни. В Европе в мешок с приговоренным человеком сажали кошек, после чего, бросали его в воду. Животные рвали человека когтями, почуяв воду. Тут уж как использовать собачку. Плюс породы разные бывают. Сомневаюсь, что той-терьер или пекинес опаснее сиамской кошки. Обученная собака не будет гадить, где попало (если ее не оставлять на день без выгула), а коты бывает и метят, и гадят, если им что-то не по душе. Продукты украсть могут и кошки, и собаки. Думаю, скорее, практический смысл -ловля мышей, допускал кошку в храм

  • александр
    александр3 месяца назадОтветить

    Автор ошибается. чистых животных можно употреблять в пищу, а не чистых нет. это ясно описано в Ветхом Завете. И поведение животных притянуто автором за уши. Однако, как ответ школьнику -- сойдет.

  • vialob
    vialob3 месяца назадОтветить

    С ними и жизнь веселей

  • елена
    елена3 месяца назадОтветить

    самое страшное существо на Земле это двуногие зовущиеся людьми.........
    животные чище и лучше

  • Ирина
    Ирина3 месяца назадОтветить

    Я далёкий от церкви человек, да простит меня автор.
    Но с большим интересом прочитала. Мне ответ понравился. Комментаторы высказывали свои мысли - животные (всегда имеются в виду домашние) чаще незаслуженно страдают от злобы человеческой, поэтому они более достойны любви и сострадания, а человек себя так запятнал недобрыми делами, что ничего уже недостоин. Вообще такое мнение более присуще людям городским, потому что в деревне так осталось отношение к животным, как в далёкие времена, т.е. рациональное. И автор абсолютно прав - кошку или собаку любить гораздо легче, намного легче. А причина одна - животные любят БЕСКОРЫСТНО, просто, потому что хозяин у них есть. А человек - нееет, человек в основном может любить за что-то, ну например, за красоту, за характер, за материальные блага или ещё за что-нибудь. Человеческая природа такова: если ты способен любить какое либо животное, значит и человека ты тоже любить можешь. А если нет любви к животным, значит и к человеку её не будет, только желание потреблять и использовать. Такое моё убеждение. Да, ещё хотела бы высказаться по поводу тех людей, которые всю свою любовь отдают только животным. Согласна - это перекос. Но видимо в жизни этих людей кто-то оставил слишком грязный и чёрный след, чтобы не доверять остальным людям. Это печально.

  • Елена
    Елена3 месяца назадОтветить

    Очень однобокий взгляд,человек не любящий животных, никогда не будет любить людей и сострадать им. А животные, в частности собаки, это последние ангелы,которые остались с нами на Земле. Они молчаливо терпят ужасные страдания,которые причиняет им злобный, алчный и подлый Homo sapiens.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков3 месяца назадОтветить

      Часто да, так. Но всё же трезвее бы на это посмотреть. Сама по себе собака способна убить человека. А с медведем вообще не дай Бог встретиться. Тут путаница между восприятием домашних животных -- и животного мира, какой он есть. А он очень суровый. Библия смотрит на вопрос иначе: человеку Бог доверил сотворенный мир, но в результате грехопадения не просто сам человек пал. Хуже: он утянул за собой всё, ему врученное. И мы живём в падшем мире, где человек воюет с природой, мучает животных, а мир постоянно грозит человеку смертью. Главная миссия человека, если тот действительно желает, чтобы не страдали ни люди, ни животные -- это спасение. Надо воссоединиться с Богом, чтобы и мир преобразился, точнее, вернулся в своё нормальное состояние. Потому что мы живём, на самом деле, в ненормальном, падшем мире. И настолько привыкли, что считаем такое состояние нормой. Но Христос как раз настолько не считал нормой происходящее с нами и с миром, что пошёл на мучения и жуткую смерть, чтобы нас пытаться вывести из этого тупика. В котором, как сказано, вся тварь мучается и страдает. То есть и человек, и животные, и вообще вся природа.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё