На Руси Святки (период от Рождества  до Крещения, куда до революции входило и празднование Нового года) всегда были особым временем.  В это время старики собирались и рассказывали друг-другу чудесные истории о том, что могло совершаться накануне и после Рождества. Из этих историй – иногда смешных, иногда страшных и  возникли святочные рассказы – особый вид текстов, действие в которых могло происходить только  на Новый год, Рождество или накануне Крещения. Такая временная привязка привела к тому, что исследователи стали считать их разновидностью календарной литературы.

Выражение  «святочные рассказы»  впервые употребил в 1826 году Николай Полевой в журнале «Московский телеграф», поведав читателям о том, как московские старики на Святках вспоминали молодость и рассказывали друг другу разные истории. Этот литературный прием впоследствии стали использовать  и другие русские писатели.

Впрочем, еще в начале XIX века популярными были  повествования, близкие к святочным рассказам, о поисках суженого, романтические переводные баллады Василия Андреевича Жуковского «Людмила» и «Светлана», гоголевская «Ночь перед Рождеством».

Знакомые же нам святочные рассказы появляются лишь после сороковых годов XIX века, когда в России переводят сборник Чарльза Диккенса  «Рождественская песнь в прозе», и с этого момента начинается расцвет жанра. Святочные рассказы пишут Достоевский, Лесков, Чехов, и до 80-90-х годов XIX столетия выходят настоящие шедевры («Мальчик у Христа на Елке», «Ванька»), но уже в конце XIX века жанр святочных рассказов начинает разрушаться.

В России появилось много журналов, журналисты и писатели были вынуждены каждый год в одно и то же время придумывать тексты на святочные темы, что приводило к  повторам и иронии, о чем с грустью, писал Николай Лесков, - один из основоположников русского святочного рассказа. Он же в предисловии к «Жемчужному ожерелью» назвал  признаки хорошего святочного рассказа:  “От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело”.

Отметим, что в лучших образцах этого жанра редко можно встретить счастливый финал: гораздо чаще  Чехов, Достоевский и Лесков  говорили о трагизме  жизни «маленького человека», о том, что он не использует свой шанс или питает ложные надежды. Ванька Жуков в канун Рождества пишет письмо «на деревню дедушке», и просит забрать его из города, но это письмо никогда не дойдет до адресата, жизнь мальчика так и останется тяжелой.

Впрочем, были и есть и другие рассказы, со счастливым концом, где добро побеждает зло, и читатель может с ними познакомиться на сайте «Фомы», где собраны современные образцы этого жанра.  Срезу предупредим, что речь идет о текстах для взрослых. Святочный рассказ для детей – тема для отдельного разговора, который обязательно состоится.

Рассказ «Звездою учахуся»  - напряженный, совсем не радостный, ставит перед читателем главные вопросы – о смысле жизни и существовании Бога, о том, как  человеческая судьба может измениться в одно мгновение: "Папа, ну продержись, я быстро!" – на глаза наворачивались давно забытые слёзы. – "Господи! Значит, Ты и вправду есть? Ну помоги ему... мне... нам...".   Открытый финал дает возможность каждому из нас написать окончание к этой драматичной истории о встрече на ночной московской дороге.

О неожиданном обретении собственной семьи, явлении ангела на провинциальном вокзале и тонкой грани, отделяющей сон от реальности, читатель узнает из рассказа «Дар случайный...» .

Одним из лучших  текстов в нашей подборке можно считать трагическую историю мальчика Юрки и его пьющих родителей.  «Юркино Рождество». Этот текст на первый взгляд не оставляет читателю  шанса на счастье и справедливость, но  святочное чудо все-таки происходит, оно открывается в судьбе главного героя, которому удалось сохранить себя и вновь обрести близкого человека.

Длинное повествование «Покажи мне звезду»   состоит из большого числа диалогов – ссора родителей, разговор главной героини с братом и приятелем. Само же описание  рождественской службы и относительно счастливый финал рассказа могут заинтересовать человека, который помнит строчки Бродского «В Рождество все немного волхвы», и хочет увидеть, как ощущение праздника пробивается сквозь обыденную и сложную жизнь.

Немного странный текст с названием «Калямка»  близок к традиции Ивана Шмелева и передает ощущение  маленького мальчика от рождественской ночи. Читатель так и не узнает, в чем заключалось чудо, открытое герою, но оно было настолько сильным, что стало самым ярким впечатлением на всю жизнь.

Бывает так, что  рождественское чудо  приходит в дом самых незащищенных людей – одиноких бабушек и дедушек. Трогательная история «Еловые лапы»  рассказывает об одном дне из  жизни тети Муси – немолодого соцработника, который много лет помогает старикам. Страшные подозрения героини, связанные с еловыми ветвями,  не подтверждаются, и  она становится  свидетелем того, как Христос приносит радость в этот мир.

Иногда Рождество удивительным образом смягчает человеческое горе. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о том, что отпевание человека начинается со слов, которые очень трудно произнести родственникам «Благословен Бог наш». О том, что происходит в сердце взрослого мужчины, у которого  на новогодние и рождественские праздники умирает мать, можно узнать из рассказа «Рождество, мама». Это очень тяжелая история о медленном угасании родного человека, которому Христос на Рождество  подарил не исцеление, а утешение и покой.

На сайте «Фомы» можно найти прекрасную сказку  «Эльфрин». На первый взгляд события, с которыми познакомится читатель, не имеют никакого отношения к Рождеству. Рыцари и драконы, храбрые воины и немного трусливый король – в декорациях традиционной волшебной сказки  разворачивается глубокая история об обретении человеком собственной души, о его способности «положить жизнь за други своя».

Во многих классических святочных рассказах XIX века обыгрывается тема ребенка или бедняка, замерзающего насмерть, с несколько необычной точки зрения к этой истории подошел автор рождественского фэнтези «Последнее окно» 

Читатель  узнает о поединке между святителем Николаем и Джеком Фростом (английским аналогом Деда Мороза)  за  жизнь одной художницы.

Даже из этой небольшой подборки видно, каким разным может быть святочный рассказ. Надеемся, что каждый из наших читателей сможет найти  текст, который наполнит его сердце переживанием Рождества, поможет по-новому взглянуть на свою жизнь и в тоже время подарит ему немного радости и надежды.

Смотрите также:

Подарки к Рождеству своими руками: трубящий ангел, pomme d'ambre, зеркальный шар

 

На заставке фрагмент фото yeowatzup 

0
0
Сохранить
Поделиться: