Есть в Библии места, которые то и дело становятся своего рода триггерами, запускающими ожесточенные баталии в соцсетях. Одно из самых «взрывных» мы сейчас разберем. А заодно напомним, что имеет в виду апостол Павел, когда призывает читателей своих писем быть совершеннолетними по уму.

редактор направления «Вера»
Если придавать словам Священного Писания, имеющим дисциплинарное, а не вероучительное значение, абсолютное измерение, рассматривать их без рассуждения и привязки к конкретным историческим обстоятельствам, следует признать, что практика Древней Церкви, равно как и современные церковные реалии находятся с ними в явном противоречии.
К этой категории относятся и ставшие столь пререкаемыми слова апостола Павла, адресованные мужской половине коринфской церковной общины: жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить (1 Кор 14:34). Мнение, чем они были вызваны, можно прочитать здесь. По сей день некоторые мужчины-христиане, ощущающие на «перевале в середине пути» кризис маскулинности, используют слова апостола как последний барьер на пути феминизма, проникающего в их паническом воображении и за церковный порог. А то, не ровён час, глядишь, и в алтарь пролезут бабы.
Как же обстояли дела с женским безмолвием на самом деле? В реальности история Церкви знает немало святых женщин, которые несли крест апостольского служения, выступали инициаторами созыва церковных Соборов, учили, наставляли, возвещали приходящим к ним людям волю Божию. Их жизнь и духовный подвиг были связаны не только с личным благочестием и аскезой, но и непосредственно со служением слова и даром убеждения. Самых выдающихся из них мы почитаем как равноапостольных. Это, например, Мария Магдалина, диаконисса Фёкла и другие женщины, которые не только помогали апостолам в их проповедническом служении, но и благовествовали сами.
Одну из них приветствует в Послании к Римлянам сам апостол Павел, подчеркивая ее авторитет среди апостолов: Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа (Рим 16:7). Речь идет о святом апостоле от 70-ти Андронике и его помощнице в апостольских трудах святой Юнии (память 17/30 мая), которые вместе несли благую весть языческим племенам, жившим в Среднем Подунавье, и пострадали за Христа. Это царица Елена, мать императора Константина, Нина, просветительница Грузии, великая княгиня Ольга и др.
Служение слова, которое несли равноапостольные женщины, подчеркивается в богослужебных текстах, составленных в их честь. Так, святая равноапостольная Нина называется «мудрой благовестницей», «проповедницей и просветительницей», «благовестницей Христовой» и т. д. А на литургии в день ее памяти звучит апостольский прокимен «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их».
Если бы всем женщинам в раннехристианской Церкви не было позволено говорить, кто знает, сколько народов и стран продолжало бы еще долгое время блуждать во тьме язычества. Древняя Церковь знала и специфически женские служения, которые вначале были востребованы, а затем в ходе исторического развития Церкви естественным образом потеряли актуальность: диакониссы, пресвитериды (или пресвитериссы), даже пророчицы. Они не совершали богослужений и священнодействий, как мужчины, которые были епископами или пресвитерами, но пользовались почетом и уважением в церковной христианской общине, к их мнению прислушивались.
Так что экстраполировать конкретные слова апостола Павла (жены ваши в церквах да молчат), обращенные к мужчинам, членам коринфской христианской общины, на всех женщин в том смысле, что они, став христианками, должны теперь хранить абсолютное безмолвие всегда и везде, кроме дома (ведь церковь в апостольской терминологии — это не здание и не организация, а все общество верных в его многообразных, не только сугубо богослужебных, проявлениях) было бы неправильным и противоречило бы реальности. Это все равно как требовать от каждого епископа в обязательном порядке быть одной жены мужем и иметь детей (1 Тим 3:2, 4). Да, так было в первые века христианства, но затем эта практика уступила место безбрачному епископату.
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни, — призывает апостол Павел коринфян (1 Кор 14:20). Буква убивает, а дух животворит, — отмечает он (2 Кор 3:6). Слова всегда выражают идею, смыслы, которые стоят за ними.
Предписывая экспрессивным коринфским женщинам, вчерашним участницам языческих мистерий, молчать в церковном собрании, покрывать голову и скромно себя вести, апостол не преследует цель унизить женщин, заткнуть им рот, подчеркнуть их неполноценность и неравенство с мужчинами. Он лишь хочет, чтобы в христианской общине всё было благопристойно и чинно (1 Кор 14:40), в этом смысл его увещеваний.
Да и возможно ли приписывать идею разделить членов единой христианской общины по принципу пола человеку, написавшему Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:28).
То же самое и в случае с епископом. Описывая идеального кандидата в пресвитерский и епископской сан, апостол Павел указывает на его зрелость, веру, благочестие, порядочность, житейский опыт, умение руководить людьми, понимать их потребности, мудрость и иные качества. В этом смысле наличие у будущего епископа жены и детей не является ключевым фактором. Поэтому это требование не сохранилось в церковном опыте и со временем было отвергнуто.
В этом нет ничего страшного. Церковь — это не памятник, отлитый в бронзе раз и навсегда по строго выверенному макету, а состоящий из людей живой организм, Тело Христово, где действует Дух Святой, Который, как известно, дышит где хочет (Ин 3:8). В своем внешнем — не фундаментальном, евангельском, догматическом, а дисциплинарном, организационном и культурном — проявлении она живет во времени, меняется, вбирает в себя новый опыт, который становится (или, наоборот, не становится – это уже вопрос церковной соборной рецепции) ее органичной частью. Этот исторический опыт Церкви раскрывается в Священном Предании. Именно такую Церковь — свободную, благодатную, Христову, нашу — врата ада не одолеют (Мф 16:18), подтверждением чему служит ее уже более чем двухтысячелетняя история.
Поэтому не надо бояться мнимого феминизма в Церкви и пытаться защититься от него, манипулируя словами апостола Павла. Церковь, основанная на страхе, где одни боятся пикнуть, а другие опасаются, что они таки пикнут и ворвутся в алтарь, если им постоянно не напоминать об их подчиненном положении, скорее напоминает концлагерь. Не нужно ставить себя выше женщин только потому, что вы мужчина. И наоборот. В конце концов, пол — это данность, а не заслуга.
Вместо этого лучше вспомнить, что любые «измы» и страхи исчезают и развеиваются там, куда приходят мир и любовь: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4:18). Стяжание такой любви, стирающей все искусственные границы, а не борьба за доминирование под маской благочестия, и есть главная цель жизни человека, следующего за Христом, — неважно, мужчина он или женщина.