
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Я только начала читать Библию, и мне очень обидно, что Бог не любит женщин. Почему везде идет обращение как к мужчине и говорится только о мужчинах? У меня такое чувство что я лезу не в свое дело и читаю чужие записи, что Бог меня не любит, ведь большинство верующих — женщины.
Когда захожу в церковь, вижу там одних женщин. Откуда это ненависть к женщинам, что мы плохого сделали? Если Библия пишется от слов Бога, значит, и Бог не любит женщин, какой тогда смысл мне молиться, если я ненавистна Богу и все равно попаду в ад? Это же несправедливо, что я такой же человек который ни чем не отличается. Спасибо!
Катя
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Катя! Текст Священного Писания написан в культуре, которая считала женщин не совсем людьми. Во всяком случае, людьми, не равноправными с мужчинами. Однако на страницах Библии мы находим имена и упоминания более чем 120 женщин.
В том числе: Евы и Сарры, Ревекки и Деворы, Лии и Рахили, Асенефы и Мириам, Раав и Далилы, Руфи и Ноемини, Фамари и Иезавели, Юдифи и Есфири, Елисаветы и Марии — Пресвятой Богородицы, нескольких Марий среди последовательниц Христа, Саломии, Сусанны... Множество женщин упомянуты в Священном Писании, но не названы по именам. Так что женщины не забыты в Библии. Удивительно Ваше мнение о ненависти к женщинам. Напротив, по сравнению с соседними, да и последующими культурами Ближнего Востока, именно Новый Завет ставит женщин вровень с мужчинами.
«Христианство не ограничивается какой-либо кастой или группой избранников. С самого появления своего оно призывает к себе все человечество, всем людям обещает спасение (Лк. 2:31–32) и проповедуется всем народам (Мф. 28:19). Только христианство показало людям Единого и Всеобщего Бога, Который есть Отец Небесный для людей всех национальностей, будь они иудеи, эллины или варвары, рабы или свободные, мужчины или женщины. Все они дети Его и между собою братья и сестры, соединенные друг с другом узами любви, составляющие одно духовное семейство, или Царство Божие (Рим. 3:22). Да будут все едино (Ин. 17:21), — была последняя молитва Иисуса перед страданиями», — отмечает исследователь положения женщин в христианстве А. Н. Надеждин.
Именно христианство признало значение и права женщины в мире. Такая позиция основана и на отношении к женщинам Самого Господа и Спасителя Христа и положении женщин в апостольской общине. Вспомним исцеление тещи апостола Петра (см. Мф. 8, 14), воскрешение сына вдовы из Наина (Лк. 7, 11-17) и многие другие случаи общения с женщинами и милосердного их исцеления. Вместе мужчины и женщины пребывают в момент схождения Святого Духа (см. Деян. 1,1), на равных страдают за веру (см. Деян. 8,3). Как Вы верно заметили и сейчас женщины играют важную роль в жизни церковных общин.
Вопрос о равенстве мужчин и женщин обсуждали на нашем сайте.
И особо дам ссылку на материал о почитании Божией Матери Почему Богородица почитается Церковью выше, чем все святые и напомню, что Она считается выше херувимов и серафимов, ангелов, а такой чести не был удостоен ни один мужчина.
Желаю Вам глубже изучить Священное Писание и историю Церкви, чтобы рассмотреть не всегда заметное, но очень важное служение женщин Богу рядом с мужчинами.
"Текст Священного Писания написан в культуре, которая считала женщин не совсем людьми."
Ну вот, ещё раз подтверждается правота моих слов о том, что в эпоху Ветхого Завета мужчины по-скотски относились к женщинам. А то, помнится, Владимир Гурболиков спорил со мной по этому поводу и приводил аргумент, что такое жестокое отношение обусловлено тем, что мужчины работали, а женщины - нет.))
И, полагаю, следует писать точно, что не культура считала женщин не совсем людьми,а именно мужчины. Культура - абстрактное и неодушевлённое понятие, и она ничего не может считать. Считают люди, в данном случае - мужчины, которые по своей греховности и жестокосердию считали женщин недолюдьми.
И батюшка здесь подтверждает ранее написанные мною слова, что именно христианство вывело женщин из-под этого искусственно навязанного мужчинами унижения. И верно приводит в пример Богородицу, Которая выше всех людей, включая всех мужчин.
Так что я писала правильно.
Я писал лишь об одном: такие отношения не означают, что все мужчины были идиотами или скотами. Это совершенно иная эпоха. Относительно труда: я НЕ писал, что женщины не трудились. Вопрос в тяжёлом ручном труде, который тогда был по силам только мужчине. Потому (позволю себе повториться) особо Господь обращает внимание учеников на лепту вдовы. Вдовы в большинстве случаев жили крайне трудно. Вот я о чем.