О СПАСЕНИИ


Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

Притча о богатом юноше (Мф 19:16–26) довольно хорошо известна. Это рассказ о человеке, который желал вечной жизни. Заповеди он соблюдал, но понимал, что этого недостаточно, и Христос сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной. И тот ушел с печалью, потому что у него было большое имение.

Если мы прочтем тот же эпизод в десятой главе Евангелия от Марка, то найдем там деталь, еще усугубляющую общее ощущение печали. Дело в том, что Христос полюбил юношу (Мк 10:21), именно поэтому и позвал с Собой. Он избрал его, а избранник отказался и ушел, хотя и не без сожаления.

Возникает вопрос: почему он опечалился? Действительно ли ему больше всего было жалко имения? Рискну предположить, что причина не в величине имения, а в том, что оно было ему дорого особым, личностным образом, и богатство не просто давало ему возможность жить безбедно, но составляло предмет его гордости. Поэтому раздать-то можно, а с чем останется бывший богач? Каково будет его самоощущение? Он же привык, что его уважают за его состоятельность, да и сам себя за нее уважает. Вообще-то на самом деле поклонение окружающих богачу не гарантируется, и некоторые могут в душе его презирать, несмотря на богатство, а другие могут испытывать добрые чувства к нему лично, а не к его счету; трудность для него состоит в том, чтобы понять, какой случай в данный момент имеет место. А опасность ошибки действительно велика: либо он заподозрит в корыстных мыслях хорошего, доброго человека, — а это грех, либо, поддавшись на лесть, слепо доверится тому, кто не стоит доверия, из чего воспоследует множество тяжких осложнений для него и для других, — а это тоже грех. Да, поистине трудно богатому войти в Царство Небесное (см. Мф 19:23), поскольку зачастую обладание богатством деформирует душу, а отказаться от него или пересмотреть свое к нему отношение недостает решимости — проще на самом деле отказаться. Но еще вопрос, как именно отказываться: просто пустить деньги на ветер, промотать — опять-таки грех, а попытаться передать достойным… даже думать не хочется, сколько здесь может произойти ошибок.

Но когда говорится не можете служить Богу и маммоне (Мф 6:24; Лк 16:13), то это не значит, что богатые не будут спасены: здесь речь не об обладании, а о служении. Вовсе не состоятельность как таковая мешает человеку войти в Царство, а его привязанность к богатству, точнее — зависимость от него. Но ведь отказаться (реально или духовно) — еще не все, это только начальное условие того, чтобы последовать за Христом. И даже оно трудно настолько, что Спаситель, понимающий это, говорит: людям это невозможно, Богу же все возможно (ст. 26). И именно поэтому предлагает богатому юноше раздать все (чтобы, попросту говоря, не отвлекаться ни гордостью, ни хлопотами, и именно потому, что полюбил его и пожелал для него участи нелегкой, но завидной) и следовать за Ним (ст. 21), потому что только следование за Христом дает силы пренебречь земными благами в такой степени, что, строго говоря, как их отсутствие, так и наличие не отвлекают от главного. А главное — это вечная жизнь в Боге. А путь к ней один: следовать за Христом, потому что спасение — в Нем, в Его великой любви к людям, а вовсе не в каких бы то ни было человеческих хлопотах и усилиях. В Его воле спасти человека невзирая на его имущественный статус и даже на содеянные грехи. И наша цель — не мешать Богу нас спасать.

0
0
Сохранить
Поделиться: