David Goehring

"Пост - не про курицу, а про любовь". Чем опасен этот лозунг?

Протоиерей Николай Емельянов, проректор ПСТБИ при ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма г. Москвы

Фото ПСТГУ

В последнее время стали очень популярны разного рода истории о том, как какой-нибудь человек – обычно святой, – нарушил пост, чтобы не нарушать закона любви. Акцент в таких историях, в их современном прочтении, всегда ставят на тезисе, что не надо быть ханжой: кусок курицы в Великий пост – это не так страшно, главное – любовь!

И еще полбеды, будь такие истории адресованы людям далеким от Церкви или, например, болящим (им поститься по полной программе нельзя). Так нет же, чаще всего эту тему обсуждают между собой вполне физически крепкие, молодые и здоровые люди, считающие себя воцерковленными православными христианами. Это они друг друга призывают не быть ханжами. Совершенно неважно, что ты ешь, говорят они, только бы не людей.

Самое удивительное, что с этим фактом совершенно невозможно спорить по той простой причине, что он самоочевиден. Всем ясно, что любовь – залог нашего спасения. Все помнят строки Евангелия: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Но я вспоминаю одну историю, которая произошла с нами, тогда еще совсем молодыми людьми, еще в 90-е годы. Мы помогали делать ремонт в одной православной школе. На дворе был конец августа, шел Успенский пост, и нам нужно было срочно подготовить классы к занятиям. Денег не было совсем, зато была целая команда православной молодежи, готовая на время оставить свои дела и помочь.

В какой-то момент мы решили перекусить, и одна девушка сказала: «Я салат приготовила, но он с майонезом. Вы его есть будете?» Мой друг (сейчас он священник, а тогда был студентом) спросил, как-то даже не особо задумываясь: «А майонез – он постный или нет?» «Вообще-то, нет», – ответила девушка. «Тогда не будем», – так же не задумываясь сказал молодой человек.

Я уверен, что, попадись эта история на глаза читателям сегодняшних православных СМИ, мгновенно родились бы комментарии вроде: зачем было обижать человека отказом, где же тут христианская любовь, не в майонезе же дело… Но тогда все решилось очень просто и спокойно, никто ни на кого не обиделся, не огорчился и не удивился. Девушки спокойно съели свой салат с майонезом сами, смеясь и болтая с молодыми людьми. И

никому в голову не пришло упрекнуть моего друга в ханжестве. Более того, прошло немного времени – и та девушка стала его женой.

Зато на всю жизнь мне запомнилось возникшее тогда ощущение, как будто произошло что-то очень важное. Хотя ничего экстраординарного не произошло, просто человек вслух высказал то, с чем были совершенно согласны и все остальные: мы же христиане, а сейчас пост. Если салат не постный – тогда мы его не будем.

В современной церковной жизни так не хватает этого простого и ясного «тогда не будем», что истории про курицу в пост, в современном их истолковании, давно перестали меня вдохновлять.

В чем, как мне кажется, проблема с этими историями? Все они ровным счетом ничего не говорят о том, как важно было для их героев – святых или не святых – следовать церковному уставу. Они молчат о том, как много эти святые потрудились в таком смысле, который нам даже и не понять. Они совершенно игнорируют тот факт, что это нарушение поста было единичным (!), исключительным случаем в их жизни. И уж совсем никто, кажется, не задумывается о том, чем эти святые пожертвовали ради этого исключительного случая, какую важную аскетическую цель отдалили от себя. Цель, не имеющую ничего общего ни с похуданием, ни вообще с какой-либо диетой.

Ведь нарушение поста потому и оказывается подвигом любви к ближнему и даром Богу, что человеку приходится переступить через себя, смириться, может быть, даже пережить некий внутренний кризис.

Любовь важнее гастрономического поста, с этим невозможно спорить. Так же можно сказать: не страшно, если ты пропустил одну тренировку, но выиграл золотую медаль на Олимпиаде. С одной стороны – ну, наверное, не страшно, а с другой – все знают, каким мучительным и подчас губительным для здоровья тренировкам подвергают себя спортсмены, чтобы добиться главного – победы. Представьте, как должен мучиться спортсмен, у которого программа тренировок расписана по часам вплоть до последнего дня состязаний на Олимпиаде, если ему пришлось пропустить одну текущую тренировку, сбить весь свой график подготовки, поставить под угрозу дело всей своей жизни? Если бы они настраивали себя иначе: мол, ничего страшного, можно и пропустить пару тренировок – вряд ли у них вышло бы что-то вообще. А нас пытаются убедить, что можно и вообще не тренироваться, ведь главное-то – не тренировки, а золото на Олимпиаде.

Это безусловно главное, только откуда это золото возьмется у того, кто не ходит на тренировки?

Так же и с постом.

Провозглашающие прописную истину, что любовь важнее всего, в действительности просто убеждают друг друга отвергнуть ту традицию, которую хранит Церковь, а с нею и пример, который дают нам святые. Таким людям хочется превратиться в обычную мирскую компанию с милыми, хорошими отношениями – но при этом продолжать именовать себя христианами. И считать, что они тоже причастны к некоей святости, по крайней мере знают, что такое любовь к ближнему.

Боюсь, что не знают.

Недаром множество разговоров о любви, которая «важнее», заканчивается поеданием друг друга в Фейсбуке и прочих социальных сетях.

На заставке: фрагмент фото David Goehring

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (98 голосов, средняя: 4,90 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

Ответ для Ирина ×

  • Татьяна
    Татьяна 1 месяц назадОтветить

    У веганов нет проблем с постом. Если Бог это про любовь, то о какой любви можно говорить убивая животных?

  • Дмитрий
    Дмитрий 11 месяцев назадОтветить

    Мне все же кажется, что в этом деле надо уметь отделять мух от котлет. Если человек нацелен на соблюдение заповедей и устава Церкви, то он будет искать возможность исполнить эту заповедь. И это самое главное. Но если тебе на работе коллега со своим днем рождения кусок торта дает, причем от чистого сердца, тут я думаю надо бы уступить... Но это конечно мое мнение. Просто сам раньше говорил "ой сейчас пост мне нельзя", лицо человека надо было видеть... оно и виноватое, и смущенное, и расстроенное....

  • эдуард
    эдуард 1 год назадОтветить

    вам бы братцы,к протестантам.У тех посты вообще только чаёк.И споры бы прекратились.Сразу мир в вышних и в человецех благоволение.

  • Марина
    Марина 1 год назадОтветить

    Полностью согласна с о.Николаем !
    Всё начинается с малого - сначала "курица во имя любви"... А потом ? Своим малодушием и эгоизмом можно оправдать всё, что угодно, под любые свои желания подвести слова Евангелия или святых отцов.
    Вот, в комментариях уже задаются вопросом, разве не суббота для человека ?
    Думаю, своемыслие и демократия в православии не к чему.
    Есть предписания - надо соблюдать.
    Хочешь вкусно кушать во все дни свои и не прилагать ни к чему усилий - хорошо подумай,прежде чем принять крещение.

  • Елена
    Елена 1 год назадОтветить

    Отец Николай, благодарю, статья очень яркая и доходчивая. Читаю и понимаю, что никогда не стать мне настоящей христианкой и не понять традиций Церкви. Наверное, и пытаться не нужно. Не потому, что пост - это что-то непреподъёмное, у меня были практики воздержания от скоромного. В результате научилась вкусно готовить постное:))). Даже пресловутый майонез можно сделать абсолютно веганским, обалденно вкусным и полезным, без крахмала, на яблоках. Но это я отвлекаюсь.
    Главное, что мне мешает: не понимаю смысла страданий. Зачем? Пост может быть удовольствием. "Подвижники мучились, когда нарушали пост". Зачем мучились? Осознали, что было некое отступление, приняли меры по коррекции ситуации и пошли дальше! Переживать к чему? Неужели мучения являются залогом духовного развития? И если не мучаешься сейчас, то будешь мучиться после смерти, то есть, в вечной жизни.
    Ни разу не видела, чтобы страдающий человек становился мудрее, добрее, свободнее. Страдание загоняет в тупик, лишает воли, делает человека эгоцентричным и ограниченным, так как заполняет его душу и тело. И не сказано ли: "Радуйтесь во все дни жизни вашей"? Откуда культ мучений?

  • Альбина
    Альбина 1 год назадОтветить

    Житейская ситуация, приведённая в статье, напоминает случай, который плохо повлиял на мою дочь. В отрочестве она пела в епархиальном хоре и Матушка регент во время Великого поста часто подчеркивала его значение. На страстной неделе дети случайно увидели, с каким удовольствием она ест курицу. Мою дочку это шокировало, она ушла из хора и теперь, по прошествии лет, она твердит, что, выходит, там все лицемерили и просто руководил ими.

  • Иван
    Иван 1 год назадОтветить

    Отец Николай, а как же исцеление, которые Христос совершил в субботу, как же его слова: "Суббота для человека, а не человек для субботы"? Это же не могло быть сказано только про ветхозаветную субботу, которую христиане уже не соблюдают. Не о том ли это, что никакие "дела закона" (предписания типа "в такие-то дни нельзя делать то-то" - все равно, в субботу работать или в пост есть скоромное) не могут быть выше любви и сострадания? Вряд ли стоит становиться в один ряд с фарисеями, осуждавшими Христа за эти исцеления. А новоявленные истории про салат с майонезом Евангелие отменить не могут. И еще вы противоречите сами себе. Сначала пишете, что любовь - залог спасения, а потом - что она аналогична "отказу от тренировок", т. е. к спасению, выходит, не ведет. Только в первом случае вы ссылаетесь на Евангелие - а во втором, что же, выходит, отрицаете его? Истории со святыми тоже отрицаете. Ссылаетесь на некую "традицию, которую хранит Церковь". А что это за традиция такая, противоречащая Евангелию и житиям святых? Есть ли она?

  • прот. Игорь
    прот. Игорь 1 год назадОтветить

    Никогда священник, если постом попадёт за трапезу к мирянам, не должен вкушать скоромное! Дело в том, что если миряне увидят, что священник нарушил пост, они никогда не станут постится! Скажут: - Это не обязательно! Вот у нас священник был постом в гостях и наворачивал котлетки, только в путь! Они только учат посту , а сами не постятся... Нет ничего страшнее - соблазнить кого-нибудь... И какая уж тут любовь!

  • Сергей
    Сергей 1 год назадОтветить

    Я думаю, что реально между постным и не постным майонезом разница только в названии. Натуральных компонентов там в обоих случаях нет. Но интересно другое: можно есть белые грибочки маринованные или грузди, рассуждая о посте. А кто-то ест говяжий Доширак и выслушивает осуждения в свой адрес. Хотя от говядины там только название одно.

  • Ирина
    Ирина 1 год назадОтветить

    Читала, что если старцы съедали что-то скоромное в гостях чтобы не обидеть хозяина., то следующие дни проводили в сугубом посте.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё