О Булгакове и зелёных человечках

К 70-й годовщине со дня кончины Михаила Булгакова

10 марта 1940 года — ровно семьдесят лет назад — скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Вряд ли кого-то удивит, что первая ассоциация с этим именем — это роман «Мастер и Маргарита». Знаменитый, и оттого не перестающий провоцировать серьезную дискуссию. Недавним информационным поводом к очередному витку этой дискуссии стал сериал «Мастер и Маргарита» Владимир Бортко, снятый в 2005 году. Тогда первый заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков опубликовал с своем личном блоге два текста: не о сериале, больше о самом романе. Из них сложилась полноценная статья: о том, что можно разглядеть в «Мастере и Маргарите», если не зацикливаться на мистицизме и социальной сатире.

Честный "Мастер" Бортко

Снова почему-то подумал о сериале "Мастер и Маргарита". Парадоксальная мысль, но всё-таки: в каком-то смысле фильм честнее книги. Хотя это не заслуга Бортко — его вершиной было "Собачье сердце", социальная сатира, антиутопия, в то время как "МиМ" роман еще и религиозно-философский. В этих вопросах надо бы немного разбираться, чтобы ставить "Мастера", и этого не хватало.

И тем не менее, фильм "честно" разоблачил то, что скрыто в романе за блестящим языком Булгакова, что перестаёшь отчетливо видеть, завороженный булгаковскими описаниями и лирическими отступлениями — развитием Гоголя в нашем веке.
Фильм показывает: Воланд, его свита и, увы, Маргарита заодно — вершина некоей вселенской Пошлости, где сплошное враньё и фальшивка, а всё Настоящее остаётся в тени. Где Иешуа врёт Пилату, что не был распят; Воланд с Мастером перевирают истинную историю Иисуса; Маргарита врёт, что она «свободна» — все последовательно лгут. А заметили ли вы, как на самом деле звучали слова Маргариты о покое, в котором они с Мастером? Как почти издевательски было сказано, что он уже никуда не уйдёт от неё? Дурная бесконечность, тюрьма-санаторий, где каждый день похож на предыдущий... И Маргарита неумна не потому, что актриса дурная; просто Маргарита — не умна, она требует исполнения своего, и только.

Вот это (и ещё многое-многое!) выявил фильм. И если не сваливать всю вину за то разочарование, которое испытали многие, на "плохих" артистов и качество спецэффектов, то можно узнать немало о сущности романа Булгакова. Написанного гениальном языком. Но открывающего (возможно, вопреки доброй или злой воле автора) вселенские глубины пошлости и лжи.

Перешел грань

Не подумайте, будто я ругательски ругаю роман и его автора... Нет. Я говорю о предмете романа, как я его вижу. Не Булгаков пошл, я не знаю до конца, каков Булгаков. Воландовская версия "добра" есть Пошлость вселенского масштаба, на которую "клюют" измученные и втоптанные в грязь герои. Мне жаль, что эта фабула остается для многих читателей (невнимательных и падких на сатиру и мистицизм) незаметной. По-моему, она совершенно очевидна.

Что касается автора: я себе ситуацию Булгакова представляю так — жил человек в более-менее ясном, дореволюционно-интеллигентном, семейном, домашнем пространстве. А потом грянуло: врачебная практика в диких условиях; невероятная борьба с наркозависимостью; ужас революции и гражданской войны; абсурд советской бюрократии и совершенно фантастические заявления раннесоветских "ученых"-революционеров (об оживлении героев революции и т.д). Белое движение разгромлено. Церковь кажется невероятно слабой, маргинальной, ничтожной. Диктатура — мистически всевластна. И интеллигент-Булгаков, лишённый дома, прежних семейных устоев, обласканный вдруг (на фоне травли) самим Сталиным (!) оказывается в ситуации, как если бы сейчас по всей Москве и по всему миру начали садиться летающие тарелочки, из которых высаживаются миллионы зелёных человечков и предлагают человечеству всё вплоть до физического бессмертия. И подавляющее большинство людей на это "покупается", хотя это выглядит диким, дурным сном.

Вот в таком положении, думаю, оказался сын преподавателя Киевской духовной академии, врач и писатель Михаил Булгаков, живя в Москве конца двадцатых — начала тридцатых годов.

Я бы не хотел оказаться на его месте — искушения страшнейшие. И он из них "ныряет" в литературную попытку разрешить проблему зла, его роли, его метафизики. И грань, отделяющая христианское богословие от дуализма (в котором добро и зло не могут существовать друг без друга, где они действуют рука об руку) мне кажется, в романе перейдена. Это ещё очевиднее в сериале Бортко, где рассуждения о том, что "свет не может существовать без тени", а Распятия Христа и вовсе не было — вылезают из повествования как пружины из продавленного дивана.

Считал ли автор так, хотел ли, напротив, обличить эту дуальность — не знаю. Суть в том, что это гениальный роман о пошлости дуализма, о ереси, но он как лакмусовая бумажка по отношению к своему читателю. Из оценки происходящего там видна господствующая в обществе философия. Нехристианская философия. Неверие в Евангельского Христа. Преклонение перед особой мистической силой зла. Тайное или открытое любование пороком. Радость того, что вокруг столько мрази, и что она предстает разоблаченной. Сладострастное, садистическое желание мщения грешникам — кроме тех, кто вовремя "подсуетился" и всерьез поклонился мистической силе: зла или Добра — неважно. Размывание грани между Раем, где человек достигает подлинной потрясающей радости — с Богом продолжить миротворение — и без-божным "покоем", в котором ничего, кроме булгаковского обессиленного отчаяния: "Да, всё кончено, но хотя бы оставьте меня в покое, вы все: сталины, тусовщики, бесы, ангелы — ничего не хочу, никого не желаю: УСТАЛ"...

Страшное состояние, огромная боль в романе. И я не сужу автора, не берусь. Я не на его месте. Я только понимаю, что путь героев, Маргариты и Мастера — не выход. Что та пошлость, которой они стараются избежать, заманивает их в ловушку — тонко и умно. Потому что пошлость умеет быть красивой, обольщать и обманывать.

Потому, что верно Достоевский не верил, что любая красота спасёт мир:

«Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут… Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы… Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Достоевский. Братья Карамазовы).

"Мастер и Маргарита" — возможно, далеко не лучший роман Булгакова, но он невероятно, завораживающе красив, и увлекает всякого читателя. И меня также потрясает и влечет магия булгаковского слова. И я готов плакать над печалью вечерней земли, хохотать над осетриной "второй свежести" и лететь над неразрушенной ещё Москвою эдаким лермонтовским демоном... Но понимаю, что чаю я все же иной красоты, которую описать невозможно, потому что и апостол Павел не смог описать, говоря только о "неизъяснимых глаголах", а Достоевский смог лишь кратко и невнятно в дневниках пометить: «Христос – 1) красота, 2) нет лучше, 3) если так, то чудо, вот и вся вера…»

Мне это дороже — при всём изумлении художественной силой булгаковской прозы. Уже давно у меня нет иллюзий по поводу евангелия и даров Воланда. И если фильм Бортко обнажил под великолепием булгаковского слога нечто подлое и обманное, то это не только (а может и не столько) результат погрешностей фильма. И совершенно точно – не случайность...

В продолжении темы читайте:

Владимир Акимов: НУЖНО ЛИ ОТДАВАТЬ НЕЧИСТОЙ СИЛЕ Михаила БУЛГАКОВА?

БЕГ ОТ СУДЬБЫ. Алексей ВАРЛАМОВ — об авторе «Мастера и Маргариты»

ПОДВАЛ НА ДВОИХ. Опыт прочтения "Мастера и Маргариты»

Юрий ВЯЗЕМСКИЙ: «Я не могу быть уверен даже, нужна ли эта череда новых романов о Евангелии. Но мне хочется надеяться, что если этот труд — роковая ошибка, то Бог не даст мне ее совершить».

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (18 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
9 марта 2010
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья 7 месяцев назадОтветить

    В то время роман, в котором утверждаются христианские истины не был бы напечатан. У Булгакова была только такая возможность написать о добре и зле. Ну, как вариант, предполагаю, что он сказал, о чем хотел "от противного".

  • Александр
    Александр 1 год назадОтветить

    Здравствуйте!
    Абсолютно согласен с Мариной !
    Во время абсолютного безбожия он помог задуматься большой части, не имеющих и малейшего представления о реальном мироустройстве , к коему числу можно отнести вашего читателя и собеседника (меня) в данный момент. Быть может он своей трагической жизнью (тот же "Морфий") показал людям многие низменные стороны внутреннего человеческого мира в состоянии одержимости. А этого ой как стоит опасаться. По попущению Бога вообще много происходит. Любой священник скажет.
    Люди советского времени, прочитав "Мастер и Маргарита" , хоть как-то задумались о своей жизни без Бога. О том, что выше любви в мире ничего быть не может. Быть может его миссионерская роль была более весома в той форме, которая была возможна в то время, чем многих лицемеров от церкви (это к сожалению присутствовало во все времена православия).
    На протяжении жизни мы делаем слишком много нехороших дел, не смотря на это Господь любит нас и милует.
    Как известно, Господу ближе раскаявшийся грешник, чем фарисей.
    И другим советую задуматься об этом.
    С уважением, Александр.

  • Станислав
    Станислав 1 год назадОтветить

    В школе мне бабушка говорила, что нельзя читать "Мастера и Маргариту", и я его так и не прочитал, хотя мы проходили в школьной программе. А недавно я встретил школьную учительницу по литературе и сказал: "Будь я на месте министра образования, убрал бы "Мастера и Маргариту" из школьной программы и вернул "Малую землю".

  • Наталья
    Наталья 2 года назадОтветить

    Согласна с Анной. Тоже в 20 лет прочитала роман взахлеб за 2 дня. Потом с большим удовольствием смотрела сериал . А вот в 32 года, придя к вере, к Богу, стала боятся этого романа, наверно потому ,что столкнулась наяву с влиянием темных сил на мою жизнь.И тоже считаю, что для маловерующих он может быть не полезен, сужу по себе и моему папе, которому нравится философия воланда.

  • Анна
    Анна 3 года назадОтветить

    А я считаю , что "неокрепшим умам" читать роман не полезно. Невольно попадаешь в сети "обаяния" Воланда и компании. Я читала в первый раз МиМ подростком , и , конечно же, и я,и подруга моя, мы были очарованы Воландом и его свитой, роман разошелся на цитаты, Иешуа для меня был никак не центральной фигурой, главный творец всех благ - Воланд. А Иешуа. ..ну так, жалко его, но в сердце- то остался именно тот,могущественный,царственный, и остроумные его спутники... Да...А вот прочая роман уже взрослым человеком, причём придя к Богу, я с удивлением для себя поняла, что роман-то об антихристе, от лукавого он, "перевертыш" какой-то. И я не думаю, что большая часть поклонников романа видят это. И не потому , что это я одна такая умная, а потому что невольно отказываешься в эйфории от булгаковского языка. Непонятно, что двигало писателем, каковы его истинные взгляды, но это неважно. На мой взгляд,может,и ошибочный,роман таит в себе опасность, именно для людей, не укрепившихся в вере. Потому что,в какой-то мере, влечет невольное поклонение сатане , злу,облеченному здесь в очень привлекательную обертку . .. Это только моё мнение, мнение простого читателя, я не литературовед, не богослов.. А своим детям, когда они дорастут до этого произведения, я буду советовать читать роман просто как прекрасное сатирическое произведение, отсеивая добро от зла..

  • Марина
    Марина 3 года назадОтветить

    Здравствуйте.
    Вы все такие умные, что мне и в голову не приходит спорить или соглашаться с вашими доводами.
    Первый раз прочитав "Мастера" учась и работая в Институте в 1982 г., Я заинтересовалась событиями далёкой древности и, наконец открыла для себя Библию. А прочитав и многое другое, связанное с религией, в глубине души стала учиться ВЕРИТЬ.
    Вот это и стало маленьким чудом, которое началось с Булгаковского романа "Мастер и Маргарита", за что ему моя благодарность.
    С уважением, Марина.

Загрузить ещё