Еще в начале XVII века, когда смерть Бориса Годунова положила начало Смутному времени, Патриарх Московский и всея Руси Ермоген составил и благословил читать по всем русским храмам покаянную молитву с просьбой к Богу положить конец разделениям и нестроениям в земле Российской. Эта молитва не устарела, увы, и сегодня: ее вполне уместно читать всюду, где брат идет войной на брата.

Когда Московский Собор русских иерархов поставил Ермогена Патриархом Московским и всея Руси, ему шел уже 76-й год и он успел показать себя стойким противником Лжедмитрия I, вошедшего в Москву с польско-литовскими отрядами и присоединившимися к ним русскими бунтовщиками. Длилось его патриаршество меньше шести лет, но за это время он успел очень многое для прекращения смуты.

Юность будущего священномученика прошла в Казани, которую царь Иван Грозный взял штурмом и присоединил к России в 1552 году. Одно время Ермоген (в ту пору его звали еще по-мирскому — Ермолай) был, по некоторым сведениям, послушником казанского Спасо-Преображенского монастыря; затем — священником в казанском храме святителя Николая, куда в 1579 году была перенесена явленная в тот год чудотворная Казанская икона Божией Матери. А еще через десять лет Ермоген стал первым Казанским митрополитом. Он много проповедовал среди татар, организовывал строительство храмов, знакомил новокрещеных со Священным Писанием.

Лжедмитрий I, придя в Москву, хотел польстить казанскому митрополиту и включил его в состав Боярской думы, но тот решительно воспротивился самозванцу: выступил против избрания Патриархом Игнатия, ставленника Лжедмитрия, и потребовал православного крещения католички Марины Мнишек, которую прочили в царицы. Если бы не гибель Лжедмитрия, Ермогену было бы несдобровать. Но расправиться с ним не успели, и 3 июля 1606 года святитель был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Уже будучи Патриархом, Ермоген составлял и редактировал жития святых, богослужебные каноны, ему принадлежит «Послание наказательное... об исправлении церковного пения». Трудами Патриарха в Москве возродилось книгопечатание, пришедшее было в упадок.

Но одной из главных его целей была борьба со смутой.

Судьба Патриарха Ермогена оказалась тесно сплетена с судьбой князя Василия Ивановича Шуйского, чьи претензии на царский трон в условиях гражданской войны поддержала Церковь. Оказывал поддержку Шуйскому и лично Патриарх Ермоген, не желавший разрастания хаоса. Когда после изгнания Шуйского в 1610 году в боярском правительстве возникла идея отдать русский трон польскому королевичу Владиславу, Ермоген поставил жесткое условие: кто бы ни оказался правителем России, это должен быть православный человек. Когда желание стать русским царем изъявил польский король Сигизмунд III, не желавший и слышать об отказе от католичества, Патриарх категорически запретил москвичам целовать крест Сигизмунду и взялся рассылать по русским городам грамоты, призывающие русский народ собираться в ополчение, идти на Москву и изгонять польских и литовских оккупантов.

Вскоре после этого Патриарх был взят под стражу и заключен в Чудовом монастыре. Арестовали его даже не поляки, а Михаил Салтыков — их главный пособник в боярском правительстве. Таким образом святитель Ермоген, подобно Христу, оказался предан одним из мнимых соратников. Выпустили его с тех пор только один раз — 17 марта 1611 года, в Вербное воскресенье, чтобы согласно традиции возглавить шествие на осленке вокруг Кремля (в подражание Христу, въехавшему в Иерусалим на осленке).

Бояре требовали, чтобы Ермоген разослал новые грамоты, призывающие собравшихся по его призыву ополченцев отойти от Москвы, угрожая в случае несогласия «злой смертью». Вот как выглядит ответ Патриарха в летописном пересказе:

«Что… вы мне угрожаете, одного Бога я боюсь; если вы пойдете, все литовские люди, из Московского государства, я их благословлю отойти прочь; а если будете стоять… я их благословлю всех против вас стоять и помереть за православную христианскую веру».

И святитель Ермоген продолжал рассылать грамоты и письма к народу, призывавшие стоять за православие и оказывать вооруженное сопротивление оккупантам.

17 февраля 1612 года Ермоген умер в заточении от голода, которым его стали морить озлобленные поляки. До освобождения Москвы вторым народным ополчением оставалось около восьми месяцев, а до прославления самого святителя — почти 300 лет (это случилось 12 мая 1913 года). Сейчас мощи Патриарха-священномученика почивают в Успенском соборе Московского Кремля.

А вот текст молитвы, составителем которой по преданию явился в годы смуты Патриарх Ермоген. Возможно, именно эту молитву читали по московским храмам в октябре 1606 года, когда враг подступил к самым стенам Москвы и Патриарх благословил народ три дня подряд поститься и молиться в покаянии сердец.

Господи Боже, Вседержитель, воззри на нас, грешных и недостойных чад Твоих, согрешивших пред Тобою, прогневавших благость Твою, навлекших гнев Твой праведный на нас, падших во глубину греховную. Ты видишь, Господи, немощь нашу и скорбь душевную, знаешь растление умов и сердец наших, оскудение веры, отступление от заповедей Твоих, умножение нестроений семейных, разъединения и раздоры церковные, Ты видишь наши печали и скорби, происходящие от болезней, голода, наводнений, пожаров и междоусобной брани.

Но, Премилостивый и Человеколюбивый Господи, вразуми, наставь и помилуй нас, недостойных. Исправь нашу греховную жизнь, положи конец разделениям и нестроениям, собери расточенных, соедини рассеянных, подай мир и благоденствие стране нашей, избавь её от тяжких бед и несчастий. Всесвятой Владыка, просвети разум наш светом евангельского учения, воспламени сердца наши огнём благодати Твоей и направь их к исполнению заповедей Твоих, — дабы прославилось в нас всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и во веки веков.

Аминь.

На заставке: Поляки ведут святого Гермогена в темницу (фрагмент картины). Вячеслав Моргун. 2008

0
0
Сохранить
Поделиться: