XVII век. Голландские колонизаторы высаживаются на берегах Северной Америки и основывают Нью-Амстердам (первоначальное название Нью-Йорка). С собой из уже протестантской Голландии они привозят почитание единственного святого — Николая Чудотворца. А ведь в этой конфессии нет института святости! Но почитание этого Божьего угодника было настолько велико среди моряков и простого народа (а Голландия, как известно, была морской державой), что даже протестантизм не смог его до конца упразднить.
Традиционно в Европе на праздник святого Николая, который отмечался незадолго до Рождества, было принято дарить детям подарки и сладости. Это делали в память о прижизненной помощи святого — например, как он тайно подкинул золото разорившемуся купцу, который от безысходности хотел отдать своих дочерей в публичный дом. В протестантской Америке Синт-Клаас — святой Николай — превращается в «доброго старичка» Санта-Клауса, который поздравляет самых маленьких.
Общемировую известность Санта-Клаус получил благодаря рекламной кампании Кока-Колы в 1930-х. Бренд использовал образ для увеличения продаж прохладительных напитков зимой. С этого момента житие святого Николая окончательно расходится с «биографией» Санта-Клауса: у него появляется новый дом в Лапландии, супруга, олени и гномы. То, как мы его представляем теперь, относительно недавнее изобретение рекламщиков. И уже в таком виде Санта-Клаус возвращается в Европу и «объезжает» практически весь мир.
Кстати, Санта-Клаус — это не Русский Дед Мороз. Постепенно они стали походить друг на друга из-за влияния западной эстетики на празднование Рождества. Дед Мороз — отдельная фольклорная традиция, но в своей основе она имеет корни от почитания Николая Чудотворца, память которого православные до сих пор празднуют незадолго до Нового года — 19 декабря.