Действительно, Библия — собрание книг, написанных пророками и апостолами по внушению Духа Святого — является одним из главных источников Божественного откровения не только в Православной Церкви, но и в других христианских конфессиях и религиозных сообществах, в чьем учении личность Иисуса Христа занимает важное место. Как тут разобраться, кто прав в своем толковании Священного Писания? Ведь, чтобы познакомиться со всеми интерпретациями Библии, в том числе в различных сектах, которые возникают чуть ли не каждый день, не хватит целой жизни.
В поиске ответа на этот вопрос нам, во-первых, может помочь история. Привычный сегодня канон Священного Писания сложился довольно поздно. Формирование корпуса священных книг происходило в контексте жизни христианской общины первых веков и было связано с желанием оградить христианство от появившихся в это время сект и ересей, которые активно распространяли свои тексты с ложными учениями. Регулирующим органом тут выступала Церковь, которая в лице участников церковных соборов, святых отцов, при благодатном содействии Святого Духа созидала библейский канон. Таким образом, Церковь первична по отношению к Священному Писанию.
Церковь существует со времен Иисуса Христа, ее создателя и главы. Поначалу она была довольно малочисленна и по сути тождественна апостольской общине. В лице апостолов Господь перед Своим Вознесением возложил на Церковь ответственность за сохранение Истины и свидетельство о Ней всему миру. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28, 19–20), — заповедует он Своим ученикам, составившим первую церковную общину. С этого дня и поныне именно основанная Христом Церковь хранит, распространяет и разъясняет Истину, заключенную в том числе в созданном внутри Нее Священном Писании.
Отсюда следует, что одним из главных критериев того, в каком религиозном сообществе присутствует истина, выступает его историческое и духовное благодатное преемство веры и учения о Боге. Это преемство, называемое обычно апостольским преемством, в полной мере присутствует в Православной Церкви и определяет одно из ее существенных свойств — апостольство. Последнее означает, что Церковь всегда остается внутренне тождественной той Церкви, которой она была при апостолах.
Апостольское преемство находит свое непосредственное выражение в таинстве священства. Если проследить цепочку рукоположений в священный сан, то мы придем к одному из двенадцати учеников Христа. Это преемство включает в себя и сохранение в Церкви вероучения, полученного от апостолов. Аналогов такой живой и непрерывной традиции в мировой истории нет.
На протяжении всей истории христианства — с I по XXI век — Церковь несет одно и то же свидетельство о Христе, выраженное в Священном Писании. Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20) — сказал Иисус Христос первым членам основанной Им Церкви. Эти слова не могут быть отнесены ни к одной из сектантских групп, возникших много лет спустя. Есть лишь одна община, в Которой эти слова живут до сих пор и будут жить всегда — и это Православная Церковь.