На вопросы читателей отвечают священник Константин СЛЕПИНИН, клирик церкви Рождества св. Иоанна Предтечи на Каменном острове (Санкт-Петербург) и психолог Ирина ЛЕВИНА.
Мы ждем ребенка. Мне хотелось бы назвать его в честь известного и близкого нам святого. Для мужа важно, чтобы имя “звучало”, чтобы оно ему нравилось и не вызывало неприятных ассоциаций. У бабушек и дедушек – свои представления и пожелания, и обижать их не хочется. А в православной традиции принято нарекать младенца в честь ближайшего ко дню его рождения святого. Как же назвать ребенка, чтобы Богу было угодно и чтобы никого не травмировать?
Священник: По традиции Русской Православной Церкви, имя новорожденному дается в честь одного из святых, чьи имена включены в месяцеслов. Существуют два наиболее распространённых способа выбора имени. Первый – назвать ребенка в честь того святого, чья память совпадает с днем рождения. Для девочек это не всегда возможно (не каждый день календаря содержит празднование в честь святых подвижниц), в таком случае смотрят на несколько дней вперед или назад. Или, как вариант, имя выбирается по дню, в который ребенка крестят. Второй способ – выбор имени заранее в честь конкретного святого, которого особо почитают родители. Здесь между днем рождения и именинами может быть значительный интервал.
Безусловно, при выборе имени надо учитывать такой фактор, как его благозвучность. Ни в коей мере не подвергая сомнению достоинства святого Акакия или святой Яздундокты, мы должны признать, что детям с такими именами будет весьма непросто в современном мире…
Право выбора имени всецело принадлежит родителям. Именно они ответственны за ребенка перед Богом, и наречение имени – первый шаг, говорящий о принятии ими этой ответственности. Поэтому мнение бабушек, дедушек, других родственников и знакомых лишь принимается к сведению, но окончательное решение – за отцом и матерью. Оптимально, когда имя дает мужчина – глава семьи, а женщина проявляет послушание. Или же нужно найти вариант, который устроит обоих.
Психолог: Выбор имени ребенка – решение супругов, и важно, чтобы оно было принято совместно. А пытаться угодить всем родственникам – дело неблагодарное и бессмысленное. Я сомневаюсь также, что Богу вообще может быть неугодно какое-либо имя.
И все же, почему человек выбирает то или иное имя? У каждого из нас с определенными именами связаны те или иные ассоциации (чувства, мысли, образы): любимый святой, добрая бабуля, требовательная учительница, противный сосед и пр. Причем одно и то же имя у разных людей может вызывать совершенно противоположные ощущения. В культуре за каждым именем стоит целый пласт информации о его происхождении, значении, употреблении. Интересную попытку осмыслить эту информацию предпринял о. Павел Флоренский в своей книге “Имена”.
Бывает, в выборе имени для ребенка родители руководствуются в первую очередь стремлением быть оригинальным или попасть в модную струю. Порой родители решают назвать ребенка именем почитаемого святого или предка, желая, чтобы ребенок был похож на того человека, в честь которого он назван. В этом случае вряд ли стоит надеяться на какую-то магию имен. В жизни встречаются тезки, кардинально не похожие друг на друга. Имя, безусловно, важно, но и значение личностных особенностей ребенка и воспитания не стоит недооценивать.
Итак, на что ориентироваться, выбирая имя? Во-первых, на самого ребенка (случается, что родители планировали одно имя, а посмотрели на новорожденного и решили назвать по-другому); во-вторых, на свои симпатии к определенным святым; и, в-третьих, на свою родовую историю, уважаемых предков. Думаю, лучше, когда за выбранным именем стоит история, и папа с мамой могут рассказать ребенку, почему его назвали именно так. Возможно, в честь святого, который был очень отважным и защищал слабых, или прадеда-священника, расстрелянного за свою веру во время революции, а может – в память любимой школьной учительницы. Такие семейные легенды добавят осмысленности мировосприятию ребенка (“ничего просто так не бывает, и имя мое неслучайно”), обогатят процесс воспитания.