Светлана БОЛЬШАКОВА

преподаватель, многодетная мама

В соавторстве с мужем Алексеем Большаковым

Имя писательницы Астрид Линдгрен (1907-2002) известно, без преувеличения, во всем мире. Ее книги переведены на 100 языков, ее портрет ― на купюре Швеции, а именем Астрид назван астероид. И это не случайно. Ведь герои ее книг ― любимцы детей и взрослых, непокорные, любознательные шалуны, не подчиняющиеся условностям, нарушающие запреты. Они воплощают мечту каждого ребёнка о свободе, беспечности и приключениях.

Из множества книг, написанных Астрид Линдгрен, наибольшую известность в России приобрели «Эмиль из Лённеберги», «Мио, мой Мио», «Пеппи Длинныйчулок», «Рони, дочь разбойника» и особенно «Три повести о Малыше и Карлсоне». Популярность последней во многом обязана мультфильму и красочным образам, созданным Анатолием Савченко и Юрием Бутыриным. Как бы то ни было, но харизматичный, в меру упитанный хвастун, врунишка и плут, голосом Василия Ливанова призывающий всех родителей к спокойствию, прочно завоевал детские сердца.

Карлсон, пожалуй, самый нелогичный любимец и самый противоречивый персонаж детской литературы. С ним могут попробовать посоревноваться в странноватости лишь жители Муми-долины. И то не слишком успешно.

Для меня долго оставалось загадкой: почему? Ну почему он так симпатичен детям?

Ответ на мои внутренние вопросы пришел тогда, когда у меня появились свои дети и тоже покорились очарованию этого толстяка: я решила дать ему ещё один шанс и приглядеться к нему повнимательнее. И с удивлением обнаружила, что ключевое качество этого неугомонного хитреца и выдумщика, хулигана и обжоры — доброта. И эта доброта, с которой он, например, проучивает фрекен Бок, меняет пространство вокруг него, меняет людей. Его шалости беззлобны, они не имеют цели навредить, обидеть или оскорбить. И даже его привидение «страшное, ужасное, но очень симпатичное». И вот эту доброту безошибочно считывают дети своими беззлобными сердцами.

Чему можно научиться у Малыша и Карлсона: взгляд родителей
Астрид Линдгрен и Туве Янссон, Стокгольм, 1958
Фото Karl Heinz Hernried - [1], Public Domain

Тут бы и сказочке конец, если б на этом моменте моих словоизлияний о шведском озорнике не вошел муж, который краем глаза посмотрел на написанное и сказал, что там вообще все не так и не про то... И вообще мы, девочки, ничегошеньки не поняли.

По его мнению, причина такой популярности Карлсона в том, что Астрид удалось создать живого персонажа. По-настоящему живого. И очень близкого к детям. И особенно к мальчикам.

На первый взгляд, Малыш ― обычный спокойный мальчишка, любящий собачек, но при взаимодействии с Карлсоном в нем открывается огромная скрытая энергия. И это уже не один плюс один. Это два в кубе (их, как вы помните, приходится даже с крыши снимать). Но потом, через годы, эта творческая энергия преобразуется во что-то взрослое и созидательное, хотя в детстве опыты с таким «созиданием» часто разрушительны. И Астрид смогла запечатлеть начало пути. Конечно, для взрослого такие дети ― напасть, но в будущем часто эти люди становятся двигателями прогресса.

Мальчики растут и взрослеют по своим законам. Они не хотят нашкодить, это их природная тяга к исследованиям и экспериментам: когда-то Ньютону что-то упало на голову — дай-ка я перепроверю и себе что-нибудь уроню на голову, а вдруг оно упадет по-другому?! Мальчики ― творцы, это их Божественное начало. Астрид наделила своих героев тем, что есть в детях, и особенно в мальчишках ― духом исследования. Тем, что от Бога. Да, в детстве часто твои подвиги заканчиваются разрушительно, но потом мальчики вырастут и построят небоскрёб, космический корабль или создадут «Теслу».

Чему можно научиться у Малыша и Карлсона: взгляд родителей
Роза, сорт которой назван в честь Астрид Линдгрен
Фото Salicyna - Own work, CC BY-SA 4.0

Малыш и Карлсон вместе усиливают друг друга в несколько раз. Помимо творческого начала, они оба наделены простотой и смирением, а также честностью, той общечеловеческой, христианской честностью по отношению к самой ситуации. Мальчик, получая наказание за шалости, принимает их и не пытается изменить решение родителей. Да, он разбил люстру, да, ему грустно, но за дело. Он смиряется, не возвращается больше к этому и «творит» дальше. И еще они по-детски честны. Ведь Малышу можно было сбежать при виде пожарной машины. Но он не пытается продолжать свои приключения и смиренно принимает наказание.

Вот так по-разному воспринимаем мы с мужем одного и того же героя. Интересно, а каким вы видите Карлсона? Менялось ли ваше отношение к нему по мере взросления? И каких героев Астрид вы любите больше других?

На заставке: Мультфильм «Малыш и Карлсон». 1968 / kinopoisk.ru

0
38
Сохранить
Поделиться: