на статью «Как говорить просто о сложном?» протоиерея Константина Островского, № 11 (67) за ноябрь 2008 года
На наш взгляд, крайне важно, что дискуссия ведется людьми, которым не все равно, — и отцу Константину, и отцу Дамаскину. И очень хорошо, что она ведется, так как цена вопроса — достучаться до сердец наших соотечественников. А здесь нужно пробовать и пробовать. И наверное, без ошибок не обойтись.
Редакция
Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»:
С интересом прочел статью протоиерея Константина Островского «Как говорить просто о сложном?» в ноябрьском номере журнала «Фома», так как считаю дискуссию весьма полезной, ибо она помогает многое осмыслить, и в данном случае — почему тема новомучеников не имеет широкой популярности и не является ли причиной тому слишком подробное, с привлечением исторических фактов повествование? Думать так, мне кажется, — слишком низко думать о нашем народе, принять точку зрения, что он стал неспособен к восприятию обычного текста, в котором излагается жизнь человека в соответствии с хронологической канвой, какая сопровождает его от рождения до могилы. А если это не так, если не недостаток образования препятствует восприятию опыта новомучеников, значит, проблема в ином — в ориентированности жизни нашего общества на иные интересы, находящиеся за пределами темы святых новомучеников. Значит, современный человек хочет чего-то иного, а вовсе не святости и бытия со святыми. Можно широкой рекламой привлечь массу людей к той или иной святыне, но почти все эти люди хотя и пройдут мимо святыни, но не придут в Церковь; значит, и электронное насилие над человеком, влекущее его к добру, имеет лишь краткосрочный успех. Так и средство «упростить» жития, что-то из них выбросить, сократить, вместе с этим сократив и часть действительности, создав нечто в угоду гипотетическому читателю, и таким образом создать «образ» святого, который будет сходен с представлением о святых не слишком воцерковленного современного человека. Но такой образ действий, когда учителя стали бы льстить слуху слушающих, вряд ли можно назвать достойным. Кроме того, упрощение и сокращение того или иного предмета не делает его понятным, а лишь упрощенным и сокращенным, механическое действие не приводит к созидательной глубине понимания предмета. Для того чтобы его донести, его нужно не упростить, а осознать, то есть поработать над собой так, чтобы он стал частью твоего собственного духовного опыта. Тогда только возможно донести духовный опыт новомучеников, когда из сердца износятся слова пережитого опыта, когда человек будет делиться этим опытом, как своим собственным — только тогда он будет понятен пастве, которая в большинстве своем с большим уважением слушает пастыря. Не святых — через упрощенный способ изложения — нужно приспосабливать к образу мысли и жизни современного человека — а нам самим достигать до них, если мы хотим спастись и веруем во Христа.