
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Зрелище самого известного собора Западной Европы, охваченного пламенем, не могло не вызвать почти апокалиптического ужаса. Собор с двумя легко узнаваемыми башнями — слишком хорошо запечатленный в нашей памяти образ, начиная со школьного учебника по истории Средних веков.
Он простоял восемьсот лет, и в его разрушении было легко увидеть катастрофический конец огромной эпохи. То, что Интернет заполнился не только изъявлениями скорби, но и истолкованиями происшедшего, неудивительно.
Но насколько все эти истолкования обоснованны? Действительно ли перед нами грозное знамение погибели Франции и Запада в целом?
Любое событие — радостное или скорбное — включено в Божий Промысл. Но мы не знаем, как именно; скорее всего, даже если бы нам это открыли, мы бы не поняли — Промысл охватывает всю вселенную и включает взаимосвязи, которые мы не способны охватить своим умом.
Кто-то впервые в жизни прочитает о том, что в соборе хранилась древняя реликвия — Терновый венец Спасителя, и задумается о том, что это за венец и, главное, Кто такой Спаситель. Кто-то увидит молящихся на улице парижан — и ощутит желание помолиться, воззвать к небесам. Кто-то почувствует, что один из величайших соборов христианского мира мог исчезнуть с лица земли, — и внезапно ощутит, как ему дорого это здание и та вера, которая его воздвигла.
Французы — и не только — объединяются вокруг пострадавшей святыни, верующие и неверующие, христиане и нехристиане, знаменитые богачи и простые люди собирают деньги на ремонт, так что на наших глазах происходит что-то необычное для секулярного мира: все ревностно торопятся пожертвовать на строительство Церкви. Бог обернет это трагическое событие — и уже оборачивает — к чему-то доброму и спасительному.
Конечно, пожар в древнем соборе — это символ, исполненный значения, знак, о понимании которого надо молиться. И первое, что важно для уразумения этого знака, — это избежать заведомо соблазнительного и неправильного понимания.
В психологии есть понятие «склонность к подтверждению своей точки зрения». Люди склонны из потока фактов выхватывать те, которые хорошо вписываются в уже сложившуюся у них картину мира, и придавать фактам то истолкование, которое должно поддержать их правоту. Любое происшествие воспринимается как повод воскликнуть: «Ну я же говорил! Я был прав в самого начала!»
Ничего собственно религиозного в этом нет — люди склонны так себя вести независимо от своих религиозных взглядов или отсутствия таковых. Беда в том, что такое поведение — не слишком похвальное в любом случае — в религиозном контексте легко превращается в упоминаемый в Десятословии грех: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно (Исх 20:7).
Вовлекая в наши суждения Господа Бога — «Бог хочет наказать их за то-то» или «Бог хочет указать им на такие-то их грехи», — мы уже не просто, как в светском контексте, претендуем на то, что все понимаем и видим скрытые причины явлений. Мы уже неосновательно претендуем на проникновение в тайны Промысла Божия и на полномочия говорить от Его имени.
Может ли человек, видя чужую беду, воскликнуть «это вам за грехи»? В одном случае может — если он пророк Божий и Бог лично открыл ему, почему народ постигло бедствие и как вернуть себе благоволение Божие. Во всех остальных случаях — если Бог не призывал вас и не отправлял с поручением «пойди и скажи этому народу» — претендовать на знание тайн Промысла будет неуместно.
В таком умонастроении нам кажется, что что Бог выражает Свое недовольство какими-то другими людьми (тут всегда видятся признаки Божиего неблаговоления к людям, которых мы не любим), Он указывает этим другим на их глупости, грехи и беззакония. А мы оказываемся совершенно оправданы в наших суждениях и неприязнях.
В сети часто можно видеть, как люди (самых разных убеждений) находят странное удовольствие в том, чтобы предвещать погибель странам и континентам: одни предвещают России смуту, мятеж, распад и коллапс, другие изрекают похожего смысла пророчества о Соединенных Штатах, где все никак не взорвется Йеллоустонский вулкан, третьи, расправив вороновы крыла, говорят о погибели Западной Европы, которая, за неимением приличного вулкана, должна рухнуть от нашествия сарацин. Конечно, у любой страны есть свои проблемы — природные, социальные, экономические, — которые могут привести к серьезным потрясениям.
Но то сладковатое ожидание катастрофы, которая должна постигнуть людей, которые нам по тем или иным причинам не нравятся, не имеет никакого отношения к серьезному анализу или научным прогнозам.
В нем есть плохо скрытое зложелательство: они плохие и им должно за это прилететь. В контексте этого настроения пожар рассматривается с каким-то мрачным удовлетворением — а вот не надо было им бомбить Сербию и Ливию, и вообще неправильно себя вести.
Что же, в реальности любая держава, у которой есть внешняя или хотя бы внутренняя политика, не исключая нашей, вызывает чье-то острое — и временами заслуженное — недовольство.
Но Бог не посылает устрашающих знамений, чтобы подтвердить, как неправы те, кто нам не нравится, и засвидетельствовать, что с нами все в порядке. Если ангелы спускаются с небес, чтобы потешить наше самолюбие или даже гордость и враждебность, то это совсем не ангелы.
И лучше нам быть не с ними, а с теми французами, которые перед лицом катастрофы поют молитву Богородице. Потому что это Ее дом пострадал, и они скорбят об этом, и уже начали трудиться, чтобы его восстановить.
| Читайте также:
Основные святыни собора Парижской Богоматери спасены
На заставке: Jaime Sánchez
ГОСПОДИ, ПРОСТИ НАС, ГРЕШНЫХ! МОЛИМ ЦАРИЦУ НЕБЕСНУЮ ПРЕСВЯТУЮ БОГОРОДИЦУ О ПОМОЩИ И ЗАСТУПЛЕНИИ ПРЕД СВОИМ СЫНОМ И БОГОМ ЗА КАЖДОГО ИЗ НАС.
Извините за неграмотность но вид этих химер не вызывает во мне ничего христьянского, на дьявольщину похоже, Оно может и сгорело во благо Франции и всего мира, пристанище страхолюдин, слуг дьявола и педофилов. Очистилось небо над всем христьянским миром
В тысячах храмов ежегодно проходят ремонты и реконструкции. Однако, загорелся только самый известный и большой. Если это не знак, то что?
"Промысл охватывает всю вселенную и включает взаимосвязи, которые мы не способны охватить своим умом." Как точно сказано!!! Спасибо автору!
Прошу прощения, как не посылает знамения? А казни египетские, а комета перед войной 1812 года. А какие были знамения перед 1941 годом. Сведующие люди рассказывали нам в экспедициях в свое время. Помнили какие страшные кровавые закаты были в июне. Все было. Это тонкая область. Так что, что будет дальше Бог весть.
Как точно сказано,что пострадал дом Пресвятой Богородицы.Читая эти строки,до конца осознаёшь масштаб трагедии.Скорблю вместе с французами.
Присоединяюсь к Валерию! Этот пожар как предупреждение о покаянии и по нам тоже колокол звонит.... Соболезную французам и всем мыслящим. Господи, прости нас ради милости Твоей!
Во франции 7 или 8 терновых венцов явлены в разных храмах,который из них истинный,неизвестно..!
Rien ne se fait sans l’autorisation de Dieu, disent-ils …
Et resonnent leurs bouches de compassion volubile !?
Que s’est-il passe de si grave a cet endroit ?
Pourquoi ce vacarme, cette foule, cet emoi ?
Des personnes ont-elles succombe ?
Des reliques, reduites en fumee ?
Quelle valeur aux yeux de Dieu ces choses-la ?
Des oeuvres d’artistes, du mobilier et du bois ?
A qui appartiennent ces pierres sculptees ?
Le beau monument est-il vraiment sacre ?
A quoi sert cet haut edifice qui a traverse le temps ?
Sinon d'attirer les touristes, les passants, de l’argent …
Parfois, vous lisez le destin des peuples comme un tarot,
Et vous voulez ignorer ce qu’eclaire le fatal flambeau ?
Pourquoi donc affichez-vous une mine si grise ?
Pourquoi oublier tant de mal fait a l'Eglise ?
Pensez-vous que Dieu n’en a pas plus qu’assez ?
Vous voir courtiser les chantres de la perversite!
Il est temps que l’errance se termine
Car si vous ne comprenez pas le signe,
Ce n’est pas seulement le feu qui sera retire
Mais les deux temoins qui nous seront envoyes …
Temoins de qui, temoins de quoi ?
De Celui que vous ignorez ici-bas …
Собор "сгорел" давно, когда ЕС /особенно Франция порадела/ отказался от своего христианского Начала. Государства Западной Европы были созданы, как внешняя оболочка Церкви, но оставили своё служение. Они больше не нужны, и их не станет /в привычном виде/ на наших изумлённых глазах. Исполнилось то, что определено Писанием о западноевропейцах – «сынах Хамовых». Они были прокляты от Начала за глумление над собственным отцом – Ноем. Были названы «рабами рабов» плоти и скотских похотей. По милости Божией «хананеи» /позднее – «филистимляне»/ были рождены духовно – в Христианство, но «пёс вернулся на блевотину свою», и «вымытая свинья» снова нашла грязную лужу. Они вернулись в /поганое/ язычество. По «социальному календарю» окончилось Время Европы – исторический период «Новая история», который отсчитывается от Великого лиссабонского землетрясения 1755 года до киевского. Это пространственные и временные границы Европы. Всё. Палачами Европы станут массы беженцев с Ближнего Востока и Северной Африки – когда там будет применено ядерное оружие – «прольют звезду» /ВЗ 3-я Кн. Ездры гл. 10-16/. Европа вернётся к своему привычному состоянию – война всех против всех. Это сюжет Писания - отменить не получится, даже сопливым сочувствием к "братьям-европейцам".