После Заповедей блаженств Христос обращается к собравшимся с разъяснениями и толкованиями. Здесь Он не говорит притчами; Его речь точна и сильна. С самого начала обращают на себя внимание две вещи. Во-первых, Он обращается к людям как уже к заведомо Своему народу; Его «вы» выделяет их из Ветхого Израиля. В конце 7-й главы будет отмечено, что говорил Он как имеющий власть. В частности, это проявляется и в такой вот уверенности в действенности своих слов. Во-вторых, Он начинает с самого важного, что производит ошеломляющее впечатление: «Вы — соль земли». Не уроды ничтожные, не жалкие грешники, а именно вот так. Но тут же звучит и предостережение: если соль теряет силу, ее уже не восстановить и она ни на что не годна, «вон выбрасывают ее». И в этом — вся суть положения человека в мире: созданный как царь творения, он может, так сказать, собственными усилиями дойти до полного ничтожества. А будучи верным, избранным, может отступиться от веры и утратить избранность. Хотя Бог дает ему все необходимое для того, чтобы этого не случилось.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ-2

«Вы свет мира», отблеск Царства в мире, окутанном тьмой греха. Город, стоящий на вершине, не должен укрываться, он виден всем. Зажженная свеча поднимается на подсвечник и светит всем в доме, и прекрасный символ этого — свеча в высоком подсвечнике, который ставится перед Царскими вратами после Евхаристического канона, когда в алтаре — Святые Дары. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Именно так: «свет Христов» является миру в добрых делах верных, и те, кто видит этот свет, прославляют Бога. Это — необходимое и достаточное условие церковной миссии.

Далее следуют умозаключения о соотношении двух Заветов: «не нарушить пришел Я, но исполнить». Ветхозаветные заповеди еще не соблюдены, поэтому они и оставлены, а праведность христиан должна превзойти праведность книжников и фарисеев (которая тем самым не отрицается, но признается недостаточной). А выше — объяснение, как должно достигаться это превосхождение.

Со следующего тезиса Христос употребляет чрезвычайно сильно звучащий оборот: «А Я говорю вам», что придает Его речам характер... даже не убеждения, а повеления. Сказано было: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Христос утверждает, что суду (очевидно, Божьему) подлежит и тот, кто гневается напрасно; оскорбитель подлежит синедриону, а поносящий ближнего, обвиняющий его в безумии — геенне. То-то хорош перед лицом Божиим тот, кто изощряется в самой гнусной брани... И если принесший дар у жертвенника вспомнит, что некто против него что-то имеет, то должен оставить дар, пойти и примириться, а потом уже совершить приношение. И с соперником не следует доводить дело до суда, — объяснение тому практическое: невзирая на степень вины, посадят, и не выйдешь, пока не отдашь все, что у тебя есть. Так и получается, что поучения Христа прекрасно сочетают высшие истины и житейскую правду.

И очень важное для нас, как, собственно, и всегда было важным: сказано «не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Вот это и называется целомудрие — не смотреть с вожделением. В частности, целомудрие проявляется и в отсутствии истерики при виде легких одежд. Мусульмане откровенно говорят, что женщинам следует кутаться, чтобы мужчины не разжигались похотью. Это значит, что «скромных» женских одежд зачастую требуют именно нецеломудренные мужчины. Помню случай, когда к исповедующему священнику подошла очень счастливая женщина на сносях. Она много молилась и дома, и в храмах — и цвела, как роза. И увидев ее цветущее лицо, батюшка всплеснул ручками и восторженно спросил: «Девица?». Он на живот не смотрел, он на лицо смотрел и видел душу...

Кстати говоря, женщина, понимающая, что такое жизнь в церкви, научится и одеваться соответственно, причем не обязательно в униформу: юбка до пят, солдатские ботинки и обвязана платком до посинения. Только нужно дать время для научения и знать, как учить. Отец Глеб Каледа, у которого было довольно много прихожанок-студенток, как-то сказал мне: «Ну, ладно, если не могут не ходить в джинсах, пусть ходят, лишь бы в мини не ходили». И был прав, потому что в мини земной поклон к исполнению неудобен.

А еще мимоходом заметим, что все разговоры о том, что порнография снижает уровень сексуальной озабоченности, следует аннулировать.

И ведь именно по этому поводу сказано о том, что лучше остаться без руки и без глаза, нежели допустить в себя соблазн. Только не нужно по этому поводу ударяться в рассуждение о самокалечении (оно христианам запрещено) и заодно — об изуверском характере христианства. Нужно сказать, что у нас сейчас вообще ситуация изумительная: все считают, что знают о христианстве все, что нужно, — и при этом почти никто в нем не разбирается. Конечно, поучать гораздо интереснее, чем учиться хотя бы задавать вопросы. Но вот почему считается, что писать легче, чем читать? А речь идет о простых вещах: пусть будут запретны для тебя те ситуации, в которых ты соблазняешься, и те люди, из-за которых соблазняешься.

И вот еще одна болезненная для нас тема: развод. Ветхий Завет позволял разводиться довольно спокойно (правда, по перечню причин) и вступать в повторные браки. Христос же («а Я говорю вам...») допускает только один повод для развода — измену жены (по сути не только жены, но об этом позже) и запрещает для виновной повторный брак. И нужно признать, что сейчас мы взяли за основу ветхозаветные правила, но существенно их расширили.

Запрещение же второго брака для виновных в измене практиковалось в Российской империи, но без особого успеха, поскольку вызывало массовые клятвопреступления. Как-то настолько привычным стало проклинать за черствость мужа Анны Карениной, что уже нет возможности посмотреть, в чем же она состояла. А все просто: Анна хотела выйти замуж за Вронского. Для этого нужно было, чтобы ее муж признал себя виновным в прелюбодеянии и присягнул в этом на Библии. Вот этого-то он сделать и не смог.

Вообще требование присягать в суде на Библии порождало в христианской Европе массовую ложь. Так, в Англии считалось, что при ложной клятве достаточно ловко извернуться и поцеловать не Библию, а собственный рукав — и сойдет. Итальянцы Библию целовали, но при этом держали фигу в кармане (отсюда и поговорка), что, как они полагали, делало клятву недействительной. Да и в России с этим не особенно церемонились. В результате имеем то, что имеем, и соблюдение заповедей Христовых привычно откладываем «на потом». Как будто и нет у нас ежедневной молитвы со словами «Внезапно Судия приидет и коегождо деяния обнажатся».

Да кстати, ведь Христос, зная слабость человеческую, и возвышенные клятвы отменил сказав что все, что пространнее, чем «да, да, нет, нет» — от лукавого.

И вот это еще, тоже актуальное: ветхозаветный тезис гласит «око за око, зуб за зуб»; Христос же призывает не противиться злому, что, пожалуй, следует понимать как отсутствие симметричного ответа злом на зло, — и не больше, и не меньше. И вызвавшее массовое недопонимание подставление другой щеки. Писала и я об этом, но не ленюсь повторить: представьте себе, как можно ударить по правой щеке? — только тыльной стороной ладони, а это — древнее ритуальное оскорбление. О нем и речь, а не о тривиальном мордобое. Дальнейшее развитие этого тезиса включает отсутствии злобной реакции на вымогательство и принуждение. И, пожалуй, очень для нас сложное: «просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Уж столько копий сломано о «проблему» милостыни, что просто жуть. А умные люди решают этот вопрос просто: просящему именем Христовым подавай, потому что если он этим прошением злоупотребляет, то грех его, а если ты такую просьбу игнорируешь, то грех твой.

Но что у нас сейчас вызывает закономерные трудности, так это именно «от хотящего занять у тебя не отвращайся». Потому что для того, чтобы разумно этому следовать, нужно иметь не только здравый смысл, но и в определенной степени дар различения духов, чтобы отделить должное от недолжного.

Очень серьезные сложности возникают и когда мы, так сказать, по другую сторону барьера. Потому что с древних времен в христианской Европе великим грехом считалось взимание бешеных процентов с долга. И не зря Фома Аквинский призывал современных ему банкиров подумать о душе. Впрочем, с нашими кредитными учреждениями никакой Аквинат не совладает. Конечно, легко сказать — «живи по средствам». А если цены на жилье и на лечение такие, что жизни нет?

Еще раз: поучения Христа с дивной гармонией соединяют в себе мудрость духовную и мудрость житейскую. И благо тому, кто старается им следовать — благо в этом мире и в будущем.

Читайте также и другие материалы в рубрике Читаем писание.

0
0
Сохранить
Поделиться: