На краю отечества и речиЧеловеку, взявшемуся писать для православного сайта о Международной ярмарке интеллектуальной литературы, увиденное собственными глазами, напомнит, скорее всего, …о вавилонском столпотворении. И то сказать: густые потоки людей, двигающихся в разных направлениях, сплошное громкоговорение из репродукторов, несколько книжных презентаций сразу, вспышки фотокамер, несмолкающий шум голосов, в том числе и иностранных.

Но я, памятуя французского литератора и стража языка Бернара Пиво, обратился бы к более точной метафоре – бульон культуры. Книжной культуры.

 Конечно, у новичка, просматривающего заголовки обзоров «Non/Fiction»–2012, – может и потемнеть в глазах от некоторой, как ему покажется, идеологической предсказуемости: биографии Эдуарда Лимонова, Оскара Уайльда и Пьера Паоло Пазолини, подлинная история панк-рока, «Дело о “карикатурах на пророка Мухаммеда”», «Абсурдопедия русской жизни Владимира Сорокина». А еще – Ролан Барт и Роман Якобсон, Удальцов и Белковский о Владимире Путине, письма Джона Леннона и первый том собрания сочинений «великого русского поэта Дмитрия Александровича Пригова».

Но это если не заметить «Несвятых святых» архимандрита Тихона Шевкунова                       (суммарный тираж перевалил за миллион), множества книг об архитектуре, живописи и классической музыке, исторического краеведения и моря новой детской литературы. А еще – уже становящийся библиографической редкостью «Тамиздат» (выпущенный «Русским путем» и составленный Михаилом Сеславинским), гениальный «Дневник» Витольда Гомбровича (издательство Ивана Лимбаха), новинки просветительского научпопа, биографии Сергея Прокофьева и Льва Гумилева. И так далее, и так далее.

На выставке, конечно, вручались премии и призы. В том числе – 13-я по счету премия «Человек книги», учрежденная газетой «Книжное обозрение».

В этом году в номинации «Руководитель издательства» ее получил дальневосточник Александр Колесов, который уже двадцать лет возглавляет лучшее – на краю нашего отчества и языка – издательство под говорящим названием «Рубеж». Точно так же, кстати, называется и историко-литературный тихоокеанский альманах, приемник несправедливо забытого харбинского «Рубежа». Колесов – его главный редактор.

Вот об этом человеке и просветителе, деятельностью которого я не могу не восхищаться, мне хочется сказать несколько слов. Он приехал в зимнюю Москву совершенно один, с контейнером книг, коих выпустил в этом году – шестнадцать названий. Это – продолжающие выходить из печати собрания сочинений Владимира Арсеньева и Николая Байкова, серия современной прозы и поэзии Приморья «Архипелаг ДВ», заветная книга первого поэта второй волны эмиграции Ивана Елагина «Тяжелые звезды», «Смутные времена. Владивосток 1918-1919»  –  знаменитого французского прозаика Жозефа Кесселя и – новое издание удивительных владивостокских писем американки Элеоноры Лорд Прей вместе с «Владивостокским альбомом» из ее же фотоархива.

О научно комментированном чеховском «Острове Сахалине», многочисленных сахалинских фотоальбомах и биографии уроженца Владивостока, великого голливудского актера Юла Бриннера я и не говорю.

И, конечно, Колесов привез новый, 12-й номер тихоокеанского альманаха «Рубеж» – с публикацией всех лагерных писем Николая Заболоцкого и «Пражской тетрадью» Давида Бурлюка, документальными свидетельствами о разгроме Вампиловского книжного товарищества, дальневосточной, московской и питерской поэзией и эссеистикой… Бог знает, с чем.

Замечу, что помимо всего прочего Александр Колесов проводит во Владивостоке Международные литературные фестивали «Берега», а недавно начал выпускать и литературный «Сахалинский альманах»…

Двадцать лет этот человек фактически открывает для нас, жителей «центра» – некую Новую землю нашей культуры.

Это я вот к чему. Мы много говорим о разнообразных проектах, опираясь на те или иные громкие их названия. О направлениях и инициативах. О достижениях той или иной отрасли.

И нередко забываем, что за всем этим стоят конкретные люди, которые изо дня в день, жертвуя собственными силами, здоровьем, зачастую и личными средствами, – делают дело, протянутое в будущее. И делают это – я говорю о лучших из них – потому что подспудно чувствуют, что именно это есть их жизненное предназначение, а не только некий особый гуманитарный «бизнес». Они воплощают заложенные Богом в них дарования, не особенно рефлектируя по этому поводу. Они просто наращивают обороты и, не давая себе роздыху – трудятся.

Они знают что такое «патриотизм» не по словарю иностранных слов.

Они и есть – патриоты.

В случае Александра Колесова я лично наблюдаю такой труд уже более десяти лет. Потому и свидетельствую. 

Конечно, ему помогают. По всему миру у него есть соратники и сомышленники. Но он один отвечает за все, вплоть до того, что зачастую сам разрабатывает оформление своих книгоизданий.

…Мне радостно, что нынешняя ярмарка нон-фикшн отметила его подвижническую работу. И непосредственная реакция его мне очень понравилась: «Слава Богу, – говорит, – что я не один такой».    

0
0
Сохранить
Поделиться: