Мнение издателя
Иеромонах СИМЕОН (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря, Москва
Если о Пушкине принято говорить, что он — «наше всё», то о Гоголе можно сказать, что он — «всё наше», то есть родное, близкое, до боли знакомое. Гоголь — писатель, который никогда не перестанет быть актуальным. Даже если говорить о самом поверхностном его прочтении, то вся наша сегодняшняя социальная жизнь с ее пороками, язвами, проблемами отражена в гоголевской прозе: перечитайте «Мертвые души», «Ревизор» — это все про нас. Гоголь — не памятник старины, он предельно современен. А украинская тема в «Тарасе Бульбе»? Это просто на злобу дня.
Но есть и другой аспект его творчества, гораздо менее очевидный большинству людей: Гоголь — писатель христианский, причем в точном смысле этого слова. Свое творчество Гоголь воспринимал как христианскую миссию, в своих произведениях пытался найти художественное решение духовных вопросов и сам называл искусство «незримыми ступенями к христианству». К сожалению, его не поняли, не услышали. Особенно тут повлияла советская эпоха, когда гоголевское творчество выхолащивалось, когда даже в полном собрании сочинений не было ни «Размышлений о Божественной Литургии», ни выписок из святых Отцов. Концепция «двух Гоголей», выдуманная Белинским, жива до сих пор. Действительно, если верующий — значит, сумасшедший. И в наши дни духовная проза Гоголя практически неизвестна массовому читателю, а ранние его произведения толкуются крайне односторонне.
Впрочем, в последние десятилетия ситуация понемногу улучшается, появились серьезные исследователи, которые описывают гоголевское творчество в контексте его православного мировоззрения. Скажем, В. А. Воропаев, который написал множество книг (из последних — «Опыт духовной биографии Гоголя»), в том числе книг, адресованных школьникам, причем они издавались довольно большими тиражами. Он же выпустил в 1994 году прекрасное Собрание сочинений в 9 томах, куда впервые вошло многое из литературного наследия писателя, с подробными комментариями, справками. Так что не все так плохо.
Наше издательство выпустило к 200-летию Гоголя томик его произведений. В ближайших планах — издание писем Гоголя с большой вступительной статьей Воропаева, справочным аппаратом, причем в серии «Письма о духовной жизни», где у нас издаются главным образом святые Отцы, новомученики, известные проповедники. Мы сознательно пошли на такой шаг, потому что, с нашей точки зрения, произведения Гоголя имеют огромное миссионерское значение. В этом смысле его бы следовало издавать и комментировать гораздо больше. Для многих гоголевское творчество может стать той самой ступенькой на пути ко Христу.
Мнение библиотекаря
Ирина Владимировна СЕРГЕЕВА, заведующая библиотекой духовного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, Москва
Наша библиотека — приходская, что имеет свои особенности. Люди приходят к нам за книгами — и почти всегда завязывается разговор читателя с библиотекарем, разговор, в котором мы помогаем человеку (не всегда, кстати, воцерковленному) сформировать свой круг чтения. Прежде всего это, конечно, касается литературы духовной, но и русской классики тоже. В том числе и Гоголя. В наших фондах есть и произведения самого Гоголя, и книги о нем, раскрывающие христианскую составляющую его творчества.
Для многих наших читателей становится откровением, что Николай Васильевич Гоголь, известный им со школьной скамьи как «бытописатель» и «сатирик», оказывается, писал духовные произведения. Нам приходится рассказывать людям, как урезан был Гоголь в советское время, как замалчивались его религиозные сочинения. Сейчас они доступны. Вот, скажем, «Размышления о Божественной Литургии» — книга, очень полезная новоначальному христианину, в живой, проникновенной форме повествующая о смысле центрального православного богослужения. Вот «Выбранные места из переписки с друзьями», вот выписки, которые Гоголь делал из святых Отцов... Все это мы предлагаем нашим читателям, объясняя, что творчество Гоголя не просто пронизано православным мироощущением (это можно сказать практически обо всех русских писателях XIX века), но что он был сознательным христианином, имел духовника, с которым советовался, что он воспринимал свое писательство как христианское служение. И что современный православный христианин может очень многому у Гоголя научиться, найти ответы на те острые и мучительные вопросы, которые возникают у многих в процессе воцерковления.
Среди наших читателей, интересующихся творчеством Гоголя, к сожалению, немного молодежи — в основном это люди среднего возраста, которые, воцерковляясь, пересматривают весь свой культурный багаж, хотят с новых, православных позиций переосмыслить то, что впитали с юности. Но если такие люди, среди которых есть и школьные учителя, захотят и смогут заинтересовать молодежь творчеством Гоголя-христианина, — тогда, надеюсь, и молодые читатели потянутся к Гоголю.