23 января в культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация книги известного писателя и телеведущего Александра Архангельского (исполняет функции иностранного агента) «Музей революции».
Роман, который Архангельский писал более четырех лет, формально можно считать фантастикой — его события разворачиваются в недалеком будущем, политические реалии незначительно отличаются от нынешних. Тем не менее, это вполне реалистическая вещь: и по своей проблематике, и по психологии героев, и по фоновым декорациям. В двух словах о содержании книги: вокруг музея-усадьбы разворачивается многоуровневый конфликт — и между музейщиками, и между ними и местной епархией, потом подключаются и военные, и политики. Но главная тема романа — любовь, причем не только физическая, между мужчиной и женщиной, но и (что в данном случае гораздо интереснее) любовь человека к истории своей страны.
На вопрос ведущего, какой основной месседж Архангельский вкладывал в текст, тот ответил: «После того, как книга опубликована, она начинает жить своей жизнью, каждый читатель вправе находить в ней свой смысл, и мнение автора тут не является истиной в последней инстанции. Автор — точно такой же интерпретатор своего текста, как и любой другой. Но все же, не как автор, а как человек, прочитавший свою книжку, я могу сказать, о чем она. Она о том, что мы живем в стране, где сочетаются две взаимоисключающие вещи — бесконечный взрыв, революция, тяга к самоуничтожению, и бесконечная консервация, страх перемен. “Музей революции” — о том, как переплетено одно с другим».
Естественно, Архангельского спросили о прототипах его героев. Они выписаны столь ярко, выпукло, что кажется, будто от и до срисованы с конкретных людей. Но, по словам писателя, это совершенно не так. Вращаясь в среде музейщиков, наблюдая их жизнь, он конструировал своих героев, комбинируя детали. Внешность, к примеру, мог взять у одного человека, характерную речевую манеру — у другого, идейную позицию — у третьего. Искать же буквальных совпадений не стоит.
Говоря о конфликте между героями романа, двумя директорами музея, старым («консерватором») и новым («революционером»), Александр Николаевич дал емкое определение: «для одного из них это роман-испытание, для другого — роман воспитания». Старый директор, придумавший этот музей фактически с нуля, приложил огромные усилия, чтобы превратить свою мечту в реальность — и теперь стоит на страже. Новый же, будущий директор, считает необходимым разрушить то, что полагает иллюзией, но не готов положить на это всю свою жизнь, отдать этому все силы.
Впрочем, разговор шел не только о содержании романа — затрагивались и более широкие темы. Например, проблемы современного книгоиздания, угрозы, исходящие от электронных книг. По словам Архангельского, такая опасность действительно есть, проблема пиратских электронных копий очень серьезна, но решать ее нужно грамотно — фокусируясь не на полицейских мерах, а на воспитании читательских масс. Причем делать это должно не столько государство, сколько сами писатели. «Людям нужно объяснять, что они воруют» — считает Архангельский, но вместе с тем он убежден, что действительно неимущий читатель должен иметь возможность получить электронную книгу бесплатно — непосредственно от автора. Вообще, по его словам, «во всей истории и зарубежной, и отечественной литературы, за исключением советского периода, писатели сами придумывали издательские стратегии, сами думали о том, как продвигать свои книги читателю».
Именно поэтому Архангельский сделал эксперимент с «Музеем революции» — сперва в продаже появилась электронная версия, а спустя три месяца — бумажная. Цель была не коммерческой, а скорее исследовательской: проверить, может ли писатель самостоятельно продавать электронные версии своих книг, причем делая это исключительно в правовом поле. По мнению Архангельского, это вполне осуществимо, и более того, в своем блоге он даже дает конкретные советы тем, кто решится последовать его примеру: как решать вопросы технические, вопросы юридические, вопросы коммерческие...
Зашел разговор и о важнейшей проблеме: как должен писатель воспринимать свой творческий дар, в какой мере он несет ответственность за воздействие своих книг на читателя. Архангельский согласен с пушкинской фразой «Дарование есть поручение». Поручение, данное свыше. Но вместе с тем, «Если литератор, когда он пишет, думает про то, как бы себя ограничить, потому что это может причинить кому-то боль, то он уже не литератор. Независимо от того, насколько хороший он писатель, каковы его личные убеждения, христианин ли он, гуманист ли — он все равно заглядывает за некоторые грани. Такая работа».
Конечно, спрашивали Александра Николаевича о творческих планах. Планов много — и на телевидении (например, сделать на телеканале «Культура» цикл лекций для школьников о русских писателях и каждую лекцию завершать 13-минутным мультфильмом по истории создания какого-либо характерного его произведения), и в образовательной сфере (цикл школьных учебников) и в художественной литературе (например, написать сказку для подростков — о том, как сказочный, волшебный мир приходит в современность).
Что же касается «Музея революции», то обстоятельный разговор об этом романе, видимо, еще состоится. Вполне возможно, что и на страницах «Фомы».
Фото Владимира Ештокина