Можно ли заставить себя поверить?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Если Христос уже искупил все грехи всех людей, значит ли это, что все спасутся?

Нет. Спасутся все, кто примут его дар покаянием и верой. Вспомним притчу о званых на пир — место было приготовлено для всех, но не все захотели прийти. Спасение не может быть навязано человеку помимо его воли. Бог, со Своей стороны, ищет спасения всех, но человек, со своей, может и отказаться. Как говорит Христос в Евангелии, «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин 5:40)

Приведу пример. Допустим, вы сидите в помещении (вроде кинозала) где находится еще много людей. Вдруг в двери заходит человек, который объявляет, что он является представителем мультимиллиардера, который пожелал подарить каждому из присутствующих по миллиону рублей. Деньги уже лежат на именных счетах — их нужно только прийти и снять.

Большинство присутствующих просто отмахнется от этого сообщения, как от неуместной шутки. Но некоторые поверят, пойдут и возьмут оставленные для них деньги. Дар был предложен всем, но приняли его только те, кто поверили и пришли за ним.

 

Если разбойник, покаявшийся перед смертью, войдет в рай, а добрый, порядочный человек, умерший без покаяния — нет, не будет ли это несправедливо?

Все люди грешны, и никто из нас не заслуживает рая. Рай — это не награда, это дар, обретенный для нас крестной Жертвой Спасителя. На Кресте Он приобрел спасение для всех — и тех, чьи грехи бросаются в глаза, и тех, чья жизнь, на поверхности, вполне благополучна. Вопрос в том, принимаем ли мы этот дар, приходим ли мы на Царский пир или находим причины отказаться.

 

Но разве можно заставить себя поверить?

Можно, это вопрос нашего выбора. Проблема иногда возникает из-за того, что люди путают веру и мистический опыт. Мы, действительно, не можем заставить себя переживать мистический опыт, мы можем не испытывать никакого утешения или эмоционального подъема в церкви. Но вера в библейском смысле лежит в несколько другой плоскости. Человек может быть верующим и не иметь мистического опыта. Человек может иметь чрезвычайно яркий эмоциональный опыт, связанный с религией, и не быть верующим в том смысле, в котором говорит Евангелие.

На чисто повседневном уровне мы понимаем, что значит поверить, например, врачу — принять его диагноз за истину и следовать его предписаниям, изменить наш образ жизни и диету, принимать назначенные лекарства и процедуры. Мы понимаем, что значит поверить проводнику — идти по той дороге, которую он укажет. Мы знаем, что значит поверить инструктору по технике безопасности — поверить, что он говорит правду, и следовать его указаниям.

Это не связано с переживаниями — более того, это то, что мы можем делать несмотря на переживания.

Приведу пример из личного опыта. Несколько лет назад мне делали небольшую операцию на глазе. Врачи сказали, что она является необходимой, и я имел все разумные основания в это верить. Но мои чувства бунтовали, я испытывал настоящую панику при мысли, что кто-то будет влезать в мой глаз, все мои рефлексы яростно протестовали.

Разум говорил мне, что это несложная, хорошо отработанная операция, ее будет делать опытный специалист, который делает такие операции несколько раз в день, и в конце концов я покорился голосу разума — хотя и с некоторым трудом — и доверился врачам.

Довериться и покориться Богу может потребовать усилий — но это вполне возможно сделать, тем более, что Его благодать помогает нам в этом.

 

Но ведь человек может иметь самые церковные представления о Боге и Христе и быть при этом негодяем. Обретет ли он спасение?

Нет, потому что спасительная вера — это больше, чем правильные догматические представления. Они являются необходимым (об этом мы поговорим чуть дальше), но не достаточным условием. Христос предупреждает в Евангелии, что некоторые будут выглядеть как активные члены Церкви, но на самом деле Он никогда не знал их: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф 7:21-23).

Вера — это определенные личные отношения, которые меняют всю жизнь человека; если человек остался негодяем, у него этих личных отношений, увы, нет.

Спасение — это не страховка, которая лежит в ящике стола до дня Страшного суда, когда она понадобится. Это реальность, в которую мы входим (или отказываемся войти) здесь и сейчас, реальность, которая проявляется в перемене жизни. Как говорит Апостол Иоанн, «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:3,4).

Подлинная, спасительная вера проявляется в догматически верном исповедании, и любви к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей.

 

Что будет с людьми, которые не слышали Евангелия не по своей вине — например, родились там, где его не проповедовали?

Бог каждого человека судит индивидуально, вникая во все обстоятельства его жизни и решения, которые человек в этих обстоятельствах принимал, как он отнесся к тому свету, который был ему доступен. Поэтому нам едва ли имеет смысл ставить вопрос о том, что будет с теми или иными большими группами людей.

Евангелие — это не схема, по которой мы можем расчислить, кто куда попадет, но личное приглашение — вот дверь открыта, нас зовут на царский пир. Несомненно, что если мы откажемся войти в дверь, мы окажемся за дверью. Кого мы встретим или не встретим, если отзовемся на приглашение и войдем внутрь — мы заранее не знаем.

 

Смотрите 31 октября следующий прямой эфир на странице “Фомы” в Facebook

ХУДИЕВ СергейХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 4,77 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Евгений
    Декабрь 19, 2017 21:09

    Роман, относительно отсутствия свободы выбора — вы сейчас с общефилософских позиций рассуждаете или с научных? Если вам кажется, что с научных, то хочу порекомендовать к просмотру интервью директора Института мозга человека РАН Святослава Медведева, которое он дал в программе «Ночь. Интеллект» другому видному учёному в этой области Татьяне Черниговской. Деликатно скажу, что ваше мнение данные специалисты разделяют не в полной мере. Если же с общефилософских, то не смею отвлекать вашего внимания, считайте, что моего комментария не было.

  • Роман
    Ноябрь 30, 2017 14:43

    ///Но разве можно заставить себя поверить?
    Можно, это вопрос нашего выбора. ///

    Худиев, пафосно разглагольствуя о «выборе», о «свободе воли» и т.п., спекулирует на обывательских стереотипах, связанных со словом «выбор». Дело в том, что «выбор» в представлении большинства, живущего мифами о человеке, как пупе Земли- это то же самое, что «свободный выбор». Т.е. выбор, независящий ни от какой причинности, кроме человеческой «свободной воли». Маааленькое такое, небольшое такое передёргивание, а изменение смысла коллосальное. Выбор в природе- дело обычное. Монетка «выбирает», какой стороной упасть, ветер «выбирает», куда дуть. Животные, так вообще только и делают, что «выбирают». А вот человеческий выбор- это Выбор. Выыборище! Свободный такой, не зависящий ни от чего, предмет гордости и почитания.
    Но достаточно хотя бы слегка присмотреться к этому самому «выбору», как становится понятным, что вся расхожая риторика с ним связанная (к которой аппелирует Худиев)- не более, чем напыщенная биллиберда. Я делаю так называемый сознательный выбор в соответствии с тем, что мне в данный момент кажется правильным. Могло ли мне показаться правильным в тот же момент что-то другое? А главное, могу ли я каким-то образом влиять на то, что что мне кажется правильным? Вот Худиев говорит, что можно взять так, щёлкнуть пальцами, выбрать и начать верить в бога. Но для этого мне во-первых должно показаться, что все эти разговоры о боге заслуживают внимания, а во-вторых, должно возникнуть желание в этого самого бога верить. Иными словами, у меня в голове должен появиться мотив, чтобы верить в бога. Но чем больше я слушаю Худиева и подобных ему, сколько я ни читал богОсловской литературы (я в своё время закончил воскресную школу), тем более бредовыми мне кажутся эти идеи. Вот так мозг работает хоть ты тресни. Где ж тут «свободная воля»-то? Эти вопросы я долго и настойчиво задавал Худиеву на радио «Теос» в передаче «Сто вопросов атеиста». Худиев крутился, юлил. В итоге так ничего внятного не ответил. А на передачу меня пускать перестали..

  • Данил
    Ноябрь 7, 2017 16:03

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста какой программой можно скачать видео? или расширением для гугл хром?
    очень хочется скачать видео и смотреть его на телефоне в дороге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.