Можно ли заказать панихиду за католика?
Можно ли заказать панихиду за католика?

Можно ли заказать панихиду за католика?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Можно ли в Родительскую субботу заказать панихиду за католика? Умер единственный сын у матери в 42 года, мать в отчаянии, хочу помочь молитвенно взять её с собой на службу и панихиду. Я православная р. Б. Анна.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Добрый день! Бог Вас благословит!

По вопросу об поминовении инославных в современной Церкви единого мнения нет. Дискуссии до сих пор идут на различных уровнях и решение о поминовении католиков на богослужениях могут принимать правящие архиереи той епархии, где этот запрос существует. Часто в подходе к данному вопросу клирики обращаются к канонам древней Церкви. Но каноны оговаривали непоминовение еретиков тех времен. Те ереси, которые существовали в Древней Церкви, не провозглашают католики, и поэтому данный подход несколько неуместен.

Митрополит Волоколамский Иларион в своих трудах («Православие», том II) указывает: во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, «что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с „отщепенцами“ или „коснеющими в ереси“, не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них».

Известно высказывание святителя Филарета Московского по данному вопросу: «Зная некоторых лютеран, — пишет святитель, — имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме». Святитель Филарет высказался еще смелее: «Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней... так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами...».

Однако позиция святителя Филарета является теологуменом (частным богословским мнением), и мы встречаем жесткую критику данной мысли у патриарха Московского Сергия, который утверждает, что поминовение на проскомидии подобно разрешению причастия. Поэтому такое поминание иноверных означает их допуск к евхаристическому общению, а это возможно лишь после присоединения к Православной Церкви. Но спустя несколько десятилетий после таких слов Патриарха Сергия Синодом было издано постановление, разрешающее в отдельных случаях причащать католиков и старообрядцев. На Синоде, который состоялся в 1986 году, это постановление не отменили, хотя к тому времени такая практика уже не проводилась.

Также мы читаем у преподобного Амвросия Оптинского: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни».

На межсоборном присутствии 2013 года вопрос о поминовении инославных опять поднимался, но единого мнения не прозвучало, в силу того, что в Церковь наполняют люди разных взглядов на данную проблему и не всегда эти взгляды мирные. Чтобы избежать разделения и расколов, Церковь оставила этот вопрос пока открытым и епископы сами могут принимать решения в вверенных им епархиях исходя из актуальности данной проблемы.

Об этой теме есть материал Как молиться об инославных и иноверных?

Вам все же стоит найти священника из той церкви, куда Вы собираетесь идти на панихиду и обсудить с ним этот вопрос. Келейная (домашняя и личная) молитва за иноверных не запрещена и поэтому Вы всегда можете воспользоваться таким способом, если священник на приходе откажет Вам в поминовении.

А вот о родных усопшего католика, если только они крещены в православии, безусловно, можно молиться в Церкви и поминать их церковно. И очень хорошо будет, если Вы вместе с мамой усопшего соберетесь дома и своими словами помолитесь о ее усопшем сыне и поддержите эту женщину, это очень по-христиански, очень по-человечески.

И прилагаю ссылку на еще один текст: Можно ли православному подать за католика записку в костеле?

Храни Вас Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (16 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Александр К
      Александр К1 неделя назадОтветить

      Catilina

      Я бы с удовольствием воспользовался Вашим советом, но штука в том, что до меня это уже сделал, Вы не поверите, Иисус Христос.

      А христиан делить, действительно, не надо. Опять же, Христос предлагал быть вместе, а не разделяться по любому поводу. А то иногда кажется, что при принятии Православия "в комплекте" идёт ненависть к католикам и другим христианам.

    • Catilina
      Catilina1 неделя назадОтветить

      Александр К. Что это за "хватит делить"? Почему Вы решили, что разбираетесь в этом вопросе лучше меня? Любая религиозная конфессия это догмы. Именно догмы различных христианских конфессий делят нас на православных и неправославных. Если Вам это не нравится - создайте свое внедогматичное христианство, какую-нибудь секту всехристианников (у Вас для этого все личностные характеристики в наличии), где главной догмой будет отсутствие догм;) и там Вашим адептам указывайте, как им думать, как кого не делить и о чем вспоминать.

    • Александр К
      Александр К2 недели назадОтветить

      Catilina
      Хватит делить людей на православных и неправославных, вспомните, что все - ХРИСТИАНЕ.

    • Алекс
      Алекс2 недели назадОтветить

      Косноязычная статья. Автор забыл суть, что означает церковь, эклессия! Это собрание, сообщество людей. Кто не в церкви, того нет.

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Александр К. Верное чадо Православной Церкви обращается за советом к Матери-Церкви, если чувствует смущение в сердце, если же человек неправославное нечадо, то такому совета у Церкви действительно не надо спрашивать. Но и лезть с нравоучениями и поучениями к овцам чужого ему стада тоже не стоит, поскольку Никем не уполномочен.

    • Александр К
      Александр К3 недели назадОтветить

      Вот проблемка-то, а. Можно ли одному христианину во время богослужения помянуть другого христианина? Не сатаниста, не язычника, не хулящего Духа Святого, а просто христианина из другой ветви христианства!

      Ну, вот, правда, Христос ради этого приходил в этот мир, чтобы такими проблемами люди голову себе забивали? Чтобы люди через энное число лет придумали некое дополнение к Его учению, которое "не определилось" по поводу того, можно ли молиться за других христиан во время богослужения?

      Иногда кажется, что перейдя в Православие, человек должен сразу невзлюбить католиков, протестантов и вообще всех остальных, кто не "свой".