Вопрос читателя:
После отпевания и кремации мамы родственники хотят захоронить урну с прахом на участке частного дома. Допускается ли это Православной Церковью или надо захоронить на кладбище?
Евгений
Ответ священника:
Бог Вас да благословит!
Очень интересный и непростой, на самом деле, вопрос. Момент кремации, к которому Церковь относится негативно, но в исключительных случаях снисходительно, мы опустим, так как это уже произошло.
Если кратко, то каноны Православной Церкви прямо запрещают погребение вне освященного кладбища. Давайте разберем это подробнее.
Что говорят церковные каноны?
- Освященное место. Православная традиция требует, чтобы тело усопшего христианина было предано земле на специально отведенном и освященном для этого месте — кладбище. Кладбище (погост) — это не просто участок земли, а место, освященное молитвой Церкви, где совершаются заупокойные богослужения (панихиды, литии). Это место молитвенной памяти и ожидания всеобщего воскресения.
- Канонические правила. Запрет на погребение вне кладбища восходит к древним церковным правилам. Например:
41-е правило Карфагенского Собора гласит: «Епископам да будет позволено, по кончине, в церкви памятники себе полагати, разве где либо в поле, или в саду, или в ином подобном месте, кроме церкви, тела их да не погребаются.»
Хотя это правило прямо говорит о епископах, оно устанавливает общий принцип: освященные храмы и прилегающие к ним кладбища — это приоритетное место для христианского погребения. Захоронение «в поле» (то есть вне кладбища) рассматривается как исключение, и то нежелательное. - Богословский смысл. Это правило имеет глубокое духовное обоснование:
Уважение к телу. Тело христианина — это храм Святого Духа (1 Кор. 6:19), оно освящено Таинствами и должно быть погребено с честью, в освященной земле.
Община живых и мертвых. Кладбище символизирует единство Церкви — и живых, и усопших. Захоронение среди себе подобных подчеркивает, что человек и после смерти остается частью церковной общины.
Забота о живых. Освященное кладбище — это место, где родственники могут спокойно молиться об усопшем, не беспокоясь о том, что могила может быть осквернена, разрушена или потеряна.
Возможны ли исключения?
Исторически исключения делались, но лишь в силу чрезвычайных обстоятельств:
Временные трудности: Массовые эпидемии, войны, когда не было физической возможности доставить тело на кладбище.
Герои и мученики: Захоронение на месте гибели мучеников за веру или воинов, павших на поле брани (что позже привело к созданию братских кладбищ и мемориалов). Даже в этих случаях Церковь стремилась впоследствии перенести останки в освященную землю или освятить место захоронения (как это было, например, с мучеником князем Игорем, о котором шла речь ранее, чьи мощи были перенесены в черниговский собор).
Но есть одно «но». Кладбища всегда устраивались около храма. Православные прихожане, стремясь находиться в общине и после смерти, старались телами опочивать возле места молитвы. Сейчас редко где на кладбище можно найти даже часовню. Люди разных вероисповеданий хоронятся вперемешку. Даже самоубийц и атеистов хоронят рядом с православными христианами, поэтому каноны в данном случае нарушены изначально.
А есть ещё светские законы. Сегодня этот запрет усиливается законодательством Российской Федерации и других стран.
Земельный и санитарный кодексы прямо запрещают стихийные захоронения вне специально отведенных мест (кладбищ). Это связано с санитарно-эпидемиологическими нормами и охраной окружающей среды.
Несанкционированное захоронение может повлечь за собой уголовную или административную ответственность.
Если у семьи есть желание похоронить близкого в особом месте (например, в родовом имении), этот вопрос необходимо согласовать:
- С правящим архиереем своей епархии для получения особого благословения (что маловероятно).
- С местными органами власти для получения официального разрешения (что практически невозможно по закону).
Божьей помощи Вам в принятии решения.
Читайте также:

