Вопрос читателя:
Здравствуйте.
Есть ли прецеденты, когда кто-нибудь (не обязательно в Православной Церкви) говорил открыто о другом человеке, что он имеет смирение, и эти слова были обоснованно сказаны при третьих лицах? Я не помню такого и в книгах не встречал. Один раз прочитал фразу старца «я познал любовь Божию, но...», но это другое. А сказать о том, что кто-то конкретно имеет смирение — это как «табу». Знаю, что были случаи, когда результат был «отрицательный».
А я хочу узнать, были ли примеры оправданные, с позитивным результатом. Касательно себя хочу понять, имею ли я право (как член православной общины) сказать так о ком-либо, и есть ли здесь неизбежная ошибка.
Олег
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Олег!
Назвать смиренным прилюдно другого человека, даже если он действительно таков, значит нанести ему духовный вред. Ведь гордость — мать всех грехов, а гордиться человек может даже собственным смирением.
К тому же, главным сущностным свойством, характеризующим человека, я бы назвал изменчивость. И сегодняшний образец смирения завтра рискует под влиянием диавола, людей и обстоятельств очень быстро растерять своё смирение.
Поэтому определенно называют смиренными людьми лишь святых в их житиях, а при жизни мы можем сказать, что человек совершает подвиг, стараясь смирение приобрести. Этот процесс никогда не может быть завершен человеком, а точнее, осознан им как завершённый. Как только человек осознал себя смиренным, он немедленно впал в тонкий грех гордой прелести и самомнения. Истинно смиренные и святые люди до последнего вздоха осознают свою греховность и различают малейшие движения гордой души.
В силу такой особой природы добродетели смирения, не советовал бы о ком-то определенно высказываться при жизни как о несомненно смиренном человеке. Чтобы не ошибиться или не навредить.
О смирении советую следующие материалы:
Что такое смирение?
Смирение и слабохарактерность — в чем разница?
Смирение: разумное самоуничижение
Дай Бог нам с Вами также незаметно достигнуть смирения и не споткнуться о призрак его признания в себе.