Вопрос читателя:

Ездила в монастырь. Как и все, пошла на исповедь. После того, что сказала, что посты не соблюдаю, батюшка сказал, что к причастию не допускает. Если я понимаю, что буду нарушать посты, опять грешить, вообще смысла нет ходить исповедоваться и причащаться? Он сказал идти к своему духовнику, а у меня его нет. Хожу в церковь рядом с домом, священники разные, закрепленного за мной нет. Можно просто дома молиться и все? Раз я грешная и недостойная всего этого?

Екатерина

Ответ священника:

Дорогая Екатерина, Христос воскресе!

Вы затронули очень важную тему выстраивания духовной жизни. Как в любом деле, тут нужен наставник, который сможет учесть индивидуальные особенности Вашей жизни.

Действительно, для христианина норма — это соблюдение однодневных и многодневных постов, которые установлены христианами, жившими за много веков до нас и на собственном опыте испытавшими пользу и смысл этих постов (напомню, что суть поста — это не столько пищевые ограничения, сколько духовная работа над собой). Причастия недостоин каждый человек, да и грезит каждый, за очень-очень редким исключением, таких подвижников благочестия за всю историю наберется совсем немного. И суть в том, чтобы, совершив грех большой или малый, понять, что да, ошиблась, покаяться на исповеди, чтобы изгладить из своей души последствия совершенного греха, и идти дальше, стараясь как можно меньше раниться о грехи, то есть поменьше ошибаться, чтобы меньше страдать от ошибок.

Как это сделать? Самому человеку — да Вы и сама это видите, — такое невозможно, потому что слишком сложно. Поэтому у нас есть возможность опираться на Бога в трудных ситуациях, да и в принципе опираться. Примеры этого Вы можете видеть в повседневной жизни: одно дело — если человеку со всем приходится справляться самому, совсем другое — если есть с кем обсудить сложный вопрос, а порой просто надо, чтобы кто-то побыл рядом и обнял, и когда у человека есть такая внутренняя поддержка, он намного спокойнее и увереннее принимает решения и действует, сам, но имея в сердце такую поддержку.

Именно для этого Господь и организовал Церковь и подарил нам возможность быть с Ним и через Таинства церковные, и в молитве. Таинство Причастия тем и ценно и уникально, что человек, вкушая Тело и Кровь Христову, соединяется с Ним таинственным и непостижимым образом, и в нем поселяется Божия благодать. В Таинстве исповеди мы можем убрать из души раны и последствия от совершенных грехов, освободиться от этих пут, чтобы они нас не держали. Молитва — это разговор с Богом, и есть вариант и личной молитвы, и общей, соборной, то есть в храме. В храм человек приходит ради участия в Таинствах и соборной молитвы, без Церкви это невозможно.

Когда мы получаем какую-то рану или порез, на открытые ткани организма садятся микробы, и нормальное заживление невозможно. Образно говоря, душа, израненная грехами, представляет собой такую вот зараженную рану, и соединение с Богом невозможно: и прикасаться к душе может быть больно, и контакта нормального нет. Задача человека (возможность, которая у него есть) — обеззаразить рану, снять то, что мешает душе обрести цельность, которая в ней была и предусмотрена изначально, и соединиться с Богом. И если в медицине для этого применяются антисептические средства и иногда хирургическое вмешательство (если рана глубока), в духовной жизни мы пользуется разработанными веками инструментарием духовных практик — поста, молитвы, покаяния, работы над собой.

Если человек не держит постов, не занимается своей душой, соединение с Богом может для него быть слишком болезненно (это называется термином «Причастие во осуждение»). Видимо, не зная Вас и не понимая, почему Вы не держите постов, священник сделал вывод, что Вы не живете христианской жизнью, церковную жизнь отвергаете — но хотите Причастия. Уберегая Вас от Причастия во осуждение, он не допустил Вас до Таинства. И сделал, между прочим, правильно, сказав, что Вам нужно обсудить, как причащаться, со священником, который Вас хорошо знает и с которым Вы можете обговорить обстоятельства именно Вашей духовной жизни. Когда Вы так сделаете, в монастырях сможете говорить, что духовник Вас благословляет вот так, а дальше будете действовать в зависимости от того, как принято в монастыре: либо причащаться, либо нет и причащаться уже у себя на приходе.

Что касается духовника, обстоятельства Ваши очень понятны. Все же советую Вам с кем-то из священников обсудить, почему Вы не держите посты, и выстроить Вашу духовную жизнь так, чтобы участие в Таинствах было возможно. Сделайте это для себя, это очень важно.


Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
6
14
Сохранить
Поделиться: