Вопрос читателя:
Ездила в монастырь. Как и все, пошла на исповедь. После того, что сказала, что посты не соблюдаю, батюшка сказал, что к причастию не допускает. Если я понимаю, что буду нарушать посты, опять грешить, вообще смысла нет ходить исповедоваться и причащаться? Он сказал идти к своему духовнику, а у меня его нет. Хожу в церковь рядом с домом, священники разные, закрепленного за мной нет. Можно просто дома молиться и все? Раз я грешная и недостойная всего этого?
Екатерина
Ответ священника:
Дорогая Екатерина, Христос воскресе!
Вы затронули очень важную тему выстраивания духовной жизни. Как в любом деле, тут нужен наставник, который сможет учесть индивидуальные особенности Вашей жизни.
Действительно, для христианина норма — это соблюдение однодневных и многодневных постов, которые установлены христианами, жившими за много веков до нас и на собственном опыте испытавшими пользу и смысл этих постов (напомню, что суть поста — это не столько пищевые ограничения, сколько духовная работа над собой). Причастия недостоин каждый человек, да и грезит каждый, за очень-очень редким исключением, таких подвижников благочестия за всю историю наберется совсем немного. И суть в том, чтобы, совершив грех большой или малый, понять, что да, ошиблась, покаяться на исповеди, чтобы изгладить из своей души последствия совершенного греха, и идти дальше, стараясь как можно меньше раниться о грехи, то есть поменьше ошибаться, чтобы меньше страдать от ошибок.
Как это сделать? Самому человеку — да Вы и сама это видите, — такое невозможно, потому что слишком сложно. Поэтому у нас есть возможность опираться на Бога в трудных ситуациях, да и в принципе опираться. Примеры этого Вы можете видеть в повседневной жизни: одно дело — если человеку со всем приходится справляться самому, совсем другое — если есть с кем обсудить сложный вопрос, а порой просто надо, чтобы кто-то побыл рядом и обнял, и когда у человека есть такая внутренняя поддержка, он намного спокойнее и увереннее принимает решения и действует, сам, но имея в сердце такую поддержку.
Именно для этого Господь и организовал Церковь и подарил нам возможность быть с Ним и через Таинства церковные, и в молитве. Таинство Причастия тем и ценно и уникально, что человек, вкушая Тело и Кровь Христову, соединяется с Ним таинственным и непостижимым образом, и в нем поселяется Божия благодать. В Таинстве исповеди мы можем убрать из души раны и последствия от совершенных грехов, освободиться от этих пут, чтобы они нас не держали. Молитва — это разговор с Богом, и есть вариант и личной молитвы, и общей, соборной, то есть в храме. В храм человек приходит ради участия в Таинствах и соборной молитвы, без Церкви это невозможно.
Когда мы получаем какую-то рану или порез, на открытые ткани организма садятся микробы, и нормальное заживление невозможно. Образно говоря, душа, израненная грехами, представляет собой такую вот зараженную рану, и соединение с Богом невозможно: и прикасаться к душе может быть больно, и контакта нормального нет. Задача человека (возможность, которая у него есть) — обеззаразить рану, снять то, что мешает душе обрести цельность, которая в ней была и предусмотрена изначально, и соединиться с Богом. И если в медицине для этого применяются антисептические средства и иногда хирургическое вмешательство (если рана глубока), в духовной жизни мы пользуется разработанными веками инструментарием духовных практик — поста, молитвы, покаяния, работы над собой.
Если человек не держит постов, не занимается своей душой, соединение с Богом может для него быть слишком болезненно (это называется термином «Причастие во осуждение»). Видимо, не зная Вас и не понимая, почему Вы не держите постов, священник сделал вывод, что Вы не живете христианской жизнью, церковную жизнь отвергаете — но хотите Причастия. Уберегая Вас от Причастия во осуждение, он не допустил Вас до Таинства. И сделал, между прочим, правильно, сказав, что Вам нужно обсудить, как причащаться, со священником, который Вас хорошо знает и с которым Вы можете обговорить обстоятельства именно Вашей духовной жизни. Когда Вы так сделаете, в монастырях сможете говорить, что духовник Вас благословляет вот так, а дальше будете действовать в зависимости от того, как принято в монастыре: либо причащаться, либо нет и причащаться уже у себя на приходе.
Что касается духовника, обстоятельства Ваши очень понятны. Все же советую Вам с кем-то из священников обсудить, почему Вы не держите посты, и выстроить Вашу духовную жизнь так, чтобы участие в Таинствах было возможно. Сделайте это для себя, это очень важно.
Помоги Вам Господь!