Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Часто мы слышим от близких нам людей и от окружающих, о том, что «вот он не такой как все». Также такое суждение применяется к себе самому. Мой вопрос состоит в том, насколько возможно говорить о себе и о других «не такой, как все»? Ведь все люди — чада Божьи, все грешны, и грешники, и праведники. А вот если подумать о святых, то даже к ним применить эти слова будет ли правильно? Ведь если мы считаем себя или кого-то не таким, как все, значит, мы можем отрицать, что живём по Божьему промыслу, что кто-то или мы сами уклонились от него, но такое невозможно... Так можем ли мы говорить о себе или о другом «не такой как все»?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Я согласен с Вашими рассуждениями. Все люди сотворены по образу и подобию Божию и бытийно, онтологически все равны. Но каждый человек, в силу того, что он создан со свободой воли, уникален и не похож на других. Даже близнецы, хотя и идентичны генетически, а все-таки разные люди, хотя и в высшей степени похожие друг на друга.
Обычно же «не такой, как все» говорят не в строгом научном значении этого слова, а желая подчеркнуть, что человек отличается от окружения. Например, если в семье, во дворе, в деревне или в городке дети в основном любят выполнять рутинные задания и копировать что-то, а какой-то ребенок любит, наоборот, придумывать свое (я условно), то о нем скажут, что он не такой, как все. Или если в окружении никто не пишет музыку, а кто-то сочиняет, такое скажут и о нем. Но если первый ребенок попадет в среду, где придумывают все, то он уже будет обычным, а тот, кто предпочитает не выдумывать, а повторять за воспитателем или учителем, станет «не таким, как все». И на курсе композиторов сочинитель музыки перестанет быть «не таким, как все», потому что там все будут писать музыку. И так далее. Так что речь идет о чисто бытовом употреблении этого выражения, которое очень относительно.
С Богом!